Светлогорск, день пятый

Aug 21, 2009 23:01

Очередные вопрошания Петра (вместо доклада, как стало уже традицией) были к А.Волкову. Они касались главным образом того, каким образом в системе образования уделяется место онтологии. Ответом Волкова было то, что инструментом передачи онтологий является графизация. Но на это указано было, что так онтологию передать нельзя -- ибо схема является во ( Read more... )

Leave a comment

Comments 19

gavagay August 21 2009, 20:30:45 UTC
=Я же слышу на каждой лекции только одно: у церковников все с онтологией в порядке по форме, но плохо по содержанию. Вот бы придумать (или найти? или вырастить? или развить из имеющегося?) какую-то такую онтологию и формы ее запихивания в головы, которая была такая же по форме, как у церковников, но альтернативная по содержанию. И вся эта школа посвящена тому, чтобы показать а) как плохо без Онтологии (ага, с большой буквы) и б) как распознать, какие такие черты отличают Онтологию от разных суррогатов и заместителей, которые камуфлируют ее отсутствие=

Мне вот одна вещь непонятна - это не только к процитированному, но и ко всей этой серии постов, да и к некоторым вещам, которые я слышал от вас раньше, пожалуй. Если онтологию надо создавать, это значит, что ее еще нет. Но если ее еще нет - с какой позиции, например, онтология церковников "плоха"? То есть, у меня вообще все эти тексты вызывают впечатление некой шизофрении: оценочные суждения, часто довольно сильные (в логическом смысле слова) идут на фоне сквозного тезиса об отсутствии ( ... )

Reply

gavagay August 21 2009, 20:39:09 UTC
Наверное, надо пояснить еще один момент: меня глубоко умиляет сам по себе инструментальный подход к онтологии. У нас еще нет онтологии, но мы знаем, что ее надо придумать и "запихать в головы детей". В этой позиции онтология является не самостоятельной ценностью, но средством для достижения какой-то цели. Личной власти, процветания общества - все равно какой. Очевидно, с таким подходом нельзя сделать настоящую онтологию, но можно лишь сделать некую ее оболочку (как первые Виндоуз для последних Досов), от которой будет больше вреда, чем пользы: она существенно затруднит открытие истинной онтологии, которая, на самом деле, уже существует и в рамках которой и были заданы цели, ради которых создавалась оболочка.

Reply

ailev August 21 2009, 21:32:43 UTC
Ответ оказался длинным, я поместил его отдельным постом: http://ailev.livejournal.com/718446.html

Reply

ailev August 21 2009, 21:34:04 UTC
Ну да, онтология есть (ибо ГПЩ создавал СМД-методологию, явно обозначая ее онтологический статус) -- и даже отрефлексированная. Но непередаваемая по совокупности причин (в том числе по причине существенных прорех и непроработанностей, которые в церковных методологиях за несколько сотен лет были проработаны, ответы на все вопросы найдены, объяснялки и байки придуманы) почему-то. Основные вопросы именно к тому, что нужно сделать, чтобы было достаточное количество людей, ставящих вопросы о доработке (ибо занимаются же этим церковники! и людей у них на этой работе вполне достаточно), а затем вопросы о том, какие шансы у этой онтологии (и в том числе у любой другой онтологии) попасть в чьи-либо головы. Ибо и у церковников тоже дела не так хорошо идут с онтологической, а не ритуальной стороны, если глядеть по итоговым результатам их прозелитизма по отношению к эклектичным картинам мира, с которыми они конкурируют.

Reply


Надо строить пространство онтологий victor_korb August 22 2009, 08:45:08 UTC
А по мне, так вы совершенно зря сами загоняете себя в привычную дихотомическую ловушку: "либо есть (хорошая, приличная) онтология, либо сплошной релятивизм (и троглодитизм)". Более осмысленным и результативным мне представляется осмысление качественных и количественных характеристик непрерывной "шкалы" онтологического обобществления (формирования общих картин мира, обеспечивающих результативные коммуникации).

Картины мира (онтологии, понятия, представления) всегда разные у всех людей. И важно понимать и учиться управлять (или хотя бы контролировать) этими несовпадениями. Грубо говоря - задать онтологическую "метрику", позволяющую сделать этот процесс значительно более рациональным или даже инструментальным.

Метрику я беру в кавычки, потому что уже сейчас понятно, что одной единицей измерения не обойтись - нужно оперировать набором ортогональных характеристик. Навскидку: масштабностью, сложностью, устойчивостью (общих) онтологий.

Reply

Re: Надо строить пространство онтологий ailev August 22 2009, 14:54:03 UTC
Конечно, онтологий много и разных. И есть онтологии, в которых эти онтологии сами существуют как объекты. Было предложено разделение на предельную, объемлющую и рабочую онтологию. рабочих онтологий много, но это не отменяет факта необходимости предельной.

Reply

Re: Надо строить пространство онтологий finagl August 22 2009, 16:08:49 UTC
Имеется в виду "одна предельная на одного человека" или "одна предельная на все общество"?

Reply

Re: Надо строить пространство онтологий ailev August 22 2009, 19:26:14 UTC
У СМД-методологов по определению ничего "на одного человека" не бывает (они же там не солипсисты). Но и "все общество" -- это слишком много.

Reply


anonymous August 22 2009, 10:16:35 UTC
Мне то кажется, что заниматься "онтологическим долбежом в одну точку" контрпродуктивно. Вроде бы стартовая позиция сдвиговости - бинарна. Мне кажется уместным бинарить вопрос о смене базисной онтологии с проблемой развития. И только после начала движения (т.е. выхода его в КМД-рефлексию)разворачивать требующуюся для удержания результатов типологию онтологий.

Reply


first_unknown September 1 2009, 18:12:30 UTC
Так, одному из докладчиков пару дней назад он объяснил, что "онтология -- это картина мира", а сегодня уже объяснял "картина мира -- это всего навсего картина, на нее опереться нельзя, а онтология -- это основание, опора").

Вы, наверное, не знаете байку Петра о том, как он читал лекции о том, что такое понимание. Кажется, он называл этот метод "вычерпывание понятия".

Reply


Leave a comment

Up