Коннективизм

Feb 24, 2007 01:14

Ключевой вывод коннективизма: знание распределено по сетям связей (network of connections), и поэтому обучение состоит в возможности конструировать эти связи и проходить по ним. Знание тут буквально в связях. Поэтому в коннективизме нет "передачи знаний", "создания знаний" (making knowledge), "построения знаний" (building knowledge) и т.д. Фраза "конструирование смысла" не имеет в коннективизме смысла. Связи (connections) формируются естественно через процесс ассоциаций, а не "конструируются" намеренно по проекту. Поэтому в коннективизме обучение похоже на рост или развитие личности -- и только "в том числе" связано с языком и логикой, вовсе не определяется ими. Это подразумевает педагогику, которая а) пытается описать "успешные" сети, которые разнообразны, автономны, открыты и имеют связь (сonnectivity), и б) пытается описать практики, которые ведут к таким сетям -- моделирование и демонстрация со стороны учителя и практика с рефлексией со стороны ученика (реплика Stephen Downes в http://ltc.umanitoba.ca/moodle/mod/forum/discuss.php?d=12).

В принципе, методологи давно заметили, что мышление живет не в человеке, а "промеж людей". Но у них это все исключительно знаковое. У коннективистов знания и мышление не слишком различаются, и явно говорится о необязательности знакового выражения (ибо выразить связь можно и невербально).

Коннективизм имеет множество (сознательно неупорядоченных и неполных) предпосылок и принципов:
а) современные технологии изменили коммуникацию, сотрудничество и обучение, поэтому нужно менять теории
б) знания сейчас имеют период полураспада, который стремительно сокращается
в) знаний скорее изобилие, и непонятно, как выбрать лучшее
г) знания находятся не "внутри", а в человечьих и компьютерных сетях
д) поэтому учиться нужно через создание и поддержание связей со "знающими людьми" и "базами данных"
и т.д.

Это нарождающаяся мода (George Siemens написал статью http://www.itdl.org/Journal/Jan_05/article01.htm, затем книжку http://www.elearnspace.org/KnowingKnowledge_LowRes.pdf (8mb), а затем затеял онлайн-конференцию в феврале 2007г., на которую записалось 1000 человек).

Критика коннективизма (http://learningevolves.wikispaces.com/kerr): все предпосылки неверны, а что верно, то давно известно и на "izm" не тянет -- хотя и страшно симпатично. Взамен предлагается оценить более взвешенный подход Chris Dede (http://www.educause.edu/pub/eq/eqm05/eqm0511.asp?bhcp=1) "новотысячелетних"(neomillenial) стилей обучения, базирующихся на "посредническом погружении" (mediated immersion, это то же самое психологическое "погружение", что в Second Life, и в тексте прямые отсылки к затягивающей виртуальной реальности). Эти появляющиеся учебные стили включают
а) свободное владение множеством медиа и симуляционными виртуальными средами
б) Обучение в сообществах, включающее разнообразный неявный ситуативный опыт, со знанием, распределенным в сообществе и контексте наряду с самим учащимся
в) баланс между основанным на опыте обучении, направленным наставничеством и коллективной рефлексией
г) выражение через нелинейные ассоциативные сети репрезентаций
д) содизайн учебного опыта, персонализованного для индивидуальных надобностей и предпочтений.

Уход от классно-урочной системы начинает потихоньку технологизироваться и поддерживаться инфраструктурой. Похоже, что раньше просто некуда было уходить, а сейчас можно "уйти в интернет" (причем некоторые при этом демонстративно хлопают дверью).
Previous post Next post
Up