Оргмоделирование -- организационное моделирование как предмет, редакторы семантической сети общего вида (ГосМастер), очередной проход по нотациям IDEFx, оргмоделирование в приложении к государству, связь учета и организационной модели. Занимался этим долго, много и с удовольствием -- тема включает в себя классику искусственного интеллекта и классику организационной науки.
Общая теория организации деятельности -- на базе организационного моделирования, подходы к сетевой организации, что входит в набор дисциплин. Чуть не начал писать книгу, вовремя одумался (
http://ailev.livejournal.com/413837.html). В связи с этим спутешествовал в СМД-методологию, затем опять вернулся обратно. Заглянул в управление талантами (более свежее, чем управление персоналом, которое более свежее, чем "кадры"). Потоптался по "сетевой организации" (с очень переменным успехом).
Теория ограничений Голдрата -- произошло подробное (на практике) разбирательство с показателями и throughput accounting. Действительно, заход на изменения в организации с точки зрения правильных финансовых показателей много проще, нежели со многих других тем.
Дважды пришлось поразбираться с проектным менеджментом -- чем проекты отличаются от процессов, программы от проектов и т.д.. Управление проектами и программами в госсекторе и в частном секторе (включая работу мультипроектных организаций). А также переход от проектов к программам (
http://ailev.livejournal.com/385688.html).
Государственное управление -- что это, на каких языках об этом нужно говорить (какие предметные дисциплины туда входят), как оно организовано, каким боком туда прилепляется электронное государство и административная реформа. Конец года прошел в размышлениях о том, какие знания могли бы быть потребны профессиональному госуправленцу (
http://ailev.livejournal.com/444447.html).
Управление государственными программами -- конкретный кейс, как разруливать конфликт интересов при организации реформирования в государстве (
http://www.elrussia.ru/72101).
Электронное государство -- от попытки организовать писательство информационного кодекса (что такое информация с точки зрения права, какие информационные режимы существуют и т.д.) до основных принципов электронного государства, со всеми остановками через государственный учет, раскрытие информации и прочие традиционные темы. Мое замечание о том, что "финансирование ИКТ в госсекторе растет, а качество государственного управления при этом падает" было озвучено Путиным перед Рейманом. Толку это, правда, не возымело: кроме увеличения финансирования "Электронной России" в 2007г. Это значит, что качество государственного управления опять упадет. Участие в "Электронной России" можно считать провалом года: почти все работы были свернуты в середине августа, значительная часть результатов так и осталась невостребованной. Следы былой активности можно найти в
aeg_dev, www.elrussia.ru, www.infopolit.ru, wiki.elrussia.ru и куче других мест. Итоговый текст с пониманием того, что такое электронное государство --
http://www.elrussia.ru/manifest Значительная часть моей письменной активности осенью ушла из собственной ленты в организованные мной проектные комьюнити:
Свободный Кабинет (
sk_ru)-- игровая, образовательная, экспертная инициатива по закалке радикального либертарианства студеной водой жизни.
Web 3.D вообще и Second Life в частности (
sl_ru). В 2002г. я писал 20 декабря: "Круче музыкального софта и железа -- только видеоигры, но из персональных предпочтений я предпочитаю сначала музыку, а в видео въезжать через аудио". 1 января 2006г. я писал, что пока не буду соваться в онлайновые миры (имея ввиду игры), но зарекаться от этого не буду (
http://ailev.livejournal.com/367563.html). Главное в Second Life -- тезис "это не игра, это именно мир". Поэтому было очень интересно познакомиться с самым началом Web 3.0 и поучаствовать в его освоении. Это, действительно, фронтир: я уже смутно понимаю, как это все сделано архитектурно-технологически -- но для работы требуются мощная видеокарта и широкий канал в интернет, что будет общим местом завтра-послезавтра, а пока это все еще необжитое и восхитительно новое.
Была также освоена программа MindManager, технология GTD (Get Things Done) в виде плагина к Outlook (что подтолкнуло к забавной мысли
http://community.livejournal.com/openmeta/190239.html и переходу на заезженную методологами дорожку доски/планшета
http://community.livejournal.com/openmeta/191151.html). Еще попробовал ведение вики-сайтов (которое, впрочем, не понравилось). Последний месяц подумывал о возобновлении навыков программирования (в SL это так соблазнительно!), но так и не решился. Зато нашелся ответ на пункт 2 из
http://ailev.livejournal.com/387485.html (какое-нибудь средство для web-meeting) -- это оказался teamspeak (www.goteamspeak.com). Вот, прошел пару двухчасовых семинаров в тимспике и в образе SL-аватары -- результат считаю положительным.
Музыкальным очарованием года стал сайт www.pandora.com, а разочарованием -- поднявший в пять раз цены www.recordings.ru. Год я закончил каналом 6Мбит/сек, дома в гостиной у меня теперь два компьютера и паратерабайтный файл-сервер. Тридцатидюймовый экран 2560*1600 показал, что у моего аппетита к разрешению мониторов есть естественная граница. Третья версия операционной системы к Roland G70 показало такую же границу к качеству звука самоиграек: я перестал ощущать электронные призвуки в сэмплах. До сих пор восхищаюсь звуковым прожектором Yamaha -- никаких проводов по комнате, и даже Великий Козловский не заметил, из какого места у меня идет объемный звук. Радует прикупленный iPod с диском 60Гиг. На Squeezebox я по итогам опытной эксплуатации плюнул: лениво платить Pandore.com три бакса в месяц, когда у меня дома и без нее куча непрослушанной музыки. Вебкамера с моторчиком тоже как-то не у дел оказалась -- аватары SL оказались много забавней видеотелефона (точно так же как пейджерные SMS вполне сосуществуют с сотовой телефонией).
Бразильская музыка никуда не ушла из центра моих интересов (но уже не Jobim, а Caetano Veloso в явных лидерах), разбавившись совсем чуть-чуть stride piano и южноафриканским Abdullah Ibrahim.
Фотоаппарат года -- так и не купленный мной (ибо в продаже в Москве нет, дергаться с заказом из-за рубежа я не стал) Ricoh Caplio R5 (
http://ailev.livejournal.com/411316.html). А неэлектронные гаджеты -- детский самокат, на котором я рассекал по городу пару недель, и велосипед, на котором я выезжал из дома буквально пару раз.
* * *
Worldchanging (
http://ailev.livejournal.com/368377.html) за год не изменился -- мысли на все эти темы по-прежнему занимают меня. Тем не менее, акценты были существенно переставлены. Так, в последнее время я чаще размышляю на следующие темы:
1. Соотношение между реальностью и виртуальностью, "погруженство" против "дополненства" или "зачем нужна Вторая Жизнь". Думаю, что я напишу на эту тему статью в Компьютерру -- за время новогодних каникул. Я лениво наблюдал за Web 2.0 и ничего не делал (только вел ЖЖ, безо всякой связи с Web 2.0 ;). А вот в области виртуальности у меня нет никакой практики, но зато я делаю какие-то эксперименты. Главный тут вопрос: какие могут быть применения виртуальной реальности? Для меня это звучит примерно так же, как вопрос "какие могут быть применения WWW?" в 1995 году, когда уже были вебсайты и HTML в его второй версии, а W3C целиком жил в MIT (
http://www.w3.org/MarkUp/html-spec/html-spec_toc.html).
2. ПраксОС (ныне -- симултрек) -- упоминал я о нем в Worldchanging 2002г. (
http://www.livejournal.com/users/ailev/42648.html "Праксеологические программы и их интерфейсы -- я уже неоднократно касался этой темы ранее: программы и интерфейсы, поддерживающие разделение труда. Асинхронные и синхронные коммуникации, френдленты, библиотеки, "управление знаниями", собрания гиперссылок, блогосфера и программная поддержка всего этого. Результатом бы могла стать программа ПраксОС (праксеологическая операционная система), программа, которая никогда не будет написана. Бледным откликом этого направления является мой проект Коммунивер.сети."). А последний раз обратился мыслью 30 декабря 2006 (
http://ailev.livejournal.com/443213.html), с тем же минимальным успехом.
3. Противоречие между организацией 150 человек (agile-методы, программирование) и организацией 6000 человек (процессы-регламенты, проекты с критическими ресурсными цепочками, показатели и бюджет, и прочие отнюдь не-agile методы). Противоречие между "трясти" и "думать" -- ибо если только думать, то до трясения уже дело не доходит, а когда только трясут, то трясут не то и не там, и не так.
4. Политика в современной России -- когда в стране уже нет политики, а сплошное "управление". Собственно, Свободный Кабинет -- это попытки практики в этой области.
5. Передача смыслов из головы в текст: чтобы а) было меньше буков, меньше сложной терминологии (это труднее всего), меньше "ниасилил"-реакции и б) тем не менее, было сказано все, что важно (в том числе и важно для себя самого: значительная часть моих текстов пишется как заметки для себя-в-будущем). К текущему тексту это все тоже относится...