Насчет цены как меры ценностей: вот я ценю книгу "Капитал" в 400 руб, а Вы - в 200 руб. Если у Вас есть эта книга, мы можем совершить взаимовыгодную сделку, причем цена, вероятнее всего, будет лежать где-то в промежутке 250-350 руб. Т.е. цена а) не есть точная мера, б) это мера не объективной, а субъективной ценности обменивающихся сторон.
"Впендюрить" человеку ценность, при определенных затратах на рекламу/пиар/идеологию - можно.
Как велик список "впендюренных ценностей"?
Значительная часть еды, простой, гигиеничной и удобной одежды, разных благ вроде электроэнергии, водопровода, канализации, простых, экономичных (или, наоборот, проходимых) автомобилей и т.п. ценится человеком и без "впендюривания".
БОльшая часть социальной литературы или предметов роскоши и имиджа - да, результат рекламных/пиарных/идеологических усилий.
Но математически вычленить эффект этих усилий невозможно - человек покупает Мерседес не только ради марки/престижа, но и ради надежности и того факта, что эта машина, даже будучи подержанной, не так быстро теряет в цене, т.е. представляет собой хорошее вложение капитала...
Не просто бОльшая часть теперешней экономики зиждется на виртуальной стоимости, а радикально бОльшая. И потому эта "субъективная" составляющая решающая в ней. Потому - все экономическое здание, вся система экономических построений, и вся математика и компъютерный подход могут рухнуть в одночасье, едва в человеческой психике проскочит какой-нибудь птичий грип переоценки ценностей.
Уж не говоря о том - что эта поломка управляемости может рухнуть в самых острых ситуациях, требующих особой управляемости - когда экономическая система принципиально не работает: экологическая, природдная катастрофа, война, да малоль.... и все решения ориентируются на логику целесообразности не соотносимую с установившимися экономическими отношениями...
В противовес Вашим суждениям об устойчивых стоимостях - вполне представимый вариант: - биржевая паника - чисто психологическое явление, может отражать только поворот психологического самочувствия "субъектов". Можно предвидеть вполне катастрофические последствия - хотя и производство и "объективные" ценности и запасы рессурсов объективно не претерпели никаких изменений.
Да, теоретически есть вероятность, что дух аскетизма, хиппования, митькования, турпоходничества и разные зеленые теории привлекут бОльшую часть населения. А оставшиеся 10% населения будут жить обособленными Сингапурами.
Но даже тогда у 90% аскетов-хиппи будет неоправданный фетиш экологически чистой клубники, деревянных срубов, банных веников, коллекций фенечек и пластинок с песнями Дж Леннона. Опять никуда не денешься от субъективной составляющей!
Да - спасибо, что уделили внимание - так и видится: - "фетиши", "хотения", "влечения", "мечтания", "видения", "идеосимволы" и пр. брожения психики и являются теми сущностями из которых строится строй экономики. И поскольку экономика не пассивно функционирует на "фетишах", а агрессивно активно их формирует. Возникает вопрос, пусть себе само самослагается, стихийно и случайно, иль всеж цивилизация имеет по этому поводу соображения.
"Впендюрить" человеку ценность, при определенных затратах на рекламу/пиар/идеологию - можно.
Как велик список "впендюренных ценностей"?
Значительная часть еды, простой, гигиеничной и удобной одежды, разных благ вроде электроэнергии, водопровода, канализации, простых, экономичных (или, наоборот, проходимых) автомобилей и т.п. ценится человеком и без "впендюривания".
БОльшая часть социальной литературы или предметов роскоши и имиджа - да, результат рекламных/пиарных/идеологических усилий.
Но математически вычленить эффект этих усилий невозможно - человек покупает Мерседес не только ради марки/престижа, но и ради надежности и того факта, что эта машина, даже будучи подержанной, не так быстро теряет в цене, т.е. представляет собой хорошее вложение капитала...
Reply
а радикально бОльшая. И потому эта "субъективная" составляющая решающая в ней.
Потому - все экономическое здание, вся система экономических построений, и вся
математика и компъютерный подход могут рухнуть в одночасье, едва в человеческой
психике проскочит какой-нибудь птичий грип переоценки ценностей.
Уж не говоря о том - что эта поломка управляемости может рухнуть в самых
острых ситуациях, требующих особой управляемости - когда экономическая система
принципиально не работает: экологическая, природдная катастрофа, война, да малоль....
и все решения ориентируются на логику целесообразности не соотносимую с установившимися
экономическими отношениями...
В противовес Вашим суждениям об устойчивых стоимостях - вполне представимый вариант: -
биржевая паника - чисто психологическое явление, может отражать только поворот
психологического самочувствия "субъектов". Можно предвидеть вполне катастрофические
последствия - хотя и производство и "объективные" ценности и запасы рессурсов объективно
не претерпели никаких изменений.
Reply
А оставшиеся 10% населения будут жить обособленными Сингапурами.
Но даже тогда у 90% аскетов-хиппи будет неоправданный фетиш экологически чистой клубники, деревянных срубов, банных веников, коллекций фенечек и пластинок с песнями Дж Леннона. Опять никуда не денешься от субъективной составляющей!
Reply
"хотения", "влечения", "мечтания", "видения", "идеосимволы" и пр.
брожения психики и являются теми сущностями из которых строится
строй экономики.
И поскольку экономика не пассивно функционирует на "фетишах",
а агрессивно активно их формирует. Возникает вопрос, пусть себе само самослагается,
стихийно и случайно, иль всеж цивилизация имеет по этому поводу соображения.
Reply
Leave a comment