Программа "Организационное развитие" на пороге 2025

Dec 16, 2024 19:50

Программа "Организационное развитие" предлагает людям с высшим образованием поднять свою квалификацию в создании и развитии самых разных систем -- от классических "железных" и программных до организационных и сообществ. От других аналогичных программ её отличают:
-- опора на синтез современных (последние 5-7 лет) методов эффективного мышления. Речь идёт об обновлении фундаментального образования, усилении интеллекта. Это даёт высокую скорость обучения прикладным методам работы в инженерии и менеджменте, быстрое погружение в самые разные предметные области, которые неминуемо будут встречаться в рабочих проектах.
-- обзор современных (последние 5-7) лет методов мышления инженеров и менеджеров в их тесной взаимосвязи, с учётом современного разделения труда в инженерных и менеджерских специальностях.
-- отказ от обучения на учебных кейсах, все задания выполняются на реальных рабочих проектах студентов. Масштаб проектов, которые становятся посильны студентам, растёт прямо по ходу обучения.
-- обучение инженеров методам организационного развития (ибо при росте масштаба проектов приходится больше работать с людьми, помогая им организовать работу), а менеджеров -- инженерному мышлению, в том числе применению этого мышления для организационного развития. Рассказы об инженерии и менеджменте тесно переплетены, ибо современная инженерия всегда коллективна.
-- обучение не столько "знанию", сколько "действию" -- выходу в реальное действие по увеличению скорости как своей работы, так и скорости работы организации. Учим создавать и развивать системы, а не просто о них разговаривать.
-- ориентация на непрерывное образование, ибо мир меняется быстро, методы научного мышления, инженерии и менеджмента меняются тоже быстро, двадцатилетний опыт не должен становиться однолетним опытом, повторённым двадцать раз.
-- независимость образовательной программы от инженерных и менеджерских стандартов одной страны, опора на научные исследования и международные стандарты.

Методы фундаментального мышления, которым обучает Школа, представляют собой не отдельные приёмы, но связный результат синтеза наиболее эффективных на сегодня методов мышления. Содержание образования в ШСМ основано не на литературе и стандартах какой-то одной страны, но преимущественно на англоязычной литературе и международных стандартах (поэтому знание английского является обязательным начальным условием). Программа "Организационное развитие" в её разных вариантах ведётся с 2015 года и выдержала более 30 потоков, по её курсам обучалось более 2 тысяч студентов.

Преподавание ведётся на русском языке, но студенты у ШСМ из 30 стран мира, в открытых учебных потоках обычно представлены студенты из нескольких стран, равно как и команда авторов курсов и преподавателей тоже международная. Сами курсы проводятся в онлайн, с преподавателем группа в неделю типичная группа проводит примерно 3 часа, и ещё 7 часов нужны на изучение материала курсов и выполнение заданий. Вся программа "Организационное развитие" (три семестра, в них шесть курсов) занимает примерно 16 европейских вузовских кредита, это примерно 480 часов занятости студента, проходимых за 48 недель. Поддерживается общение студентов и мастеров и в ходе обучения, и после обучения -- работает клуб создателей (Constructors club), всегда можно получить не только разъяснения по преподаваемой теории, но и обменяться практическим опытом. ШСМ проводит ежегодные научно-практические конференции по менеджменту и инженерии, а также "неконференцию" для обсуждения фронтирных исследований.

В основе фундаментальной части программы -- синтез самых важных теорий, которые обеспечивают сегодня прогресс в науке, инженерии, менеджменте. Примером синтеза теорий может быть так называемый эволюционный синтез: дарвиновская теория естественного отбора и генетическая теория Менделя существовали отдельно, но потом они (и ещё несколько других теорий) были объединены в одну общую теорию эволюции, где была очевидна их связь. Эта объёдинённая теория получила название "эволюционный синтез", и добавление новых открытий потом привело к появлению "нового эволюционного синтеза" в 20 веке и "расширенного эволюционного синтеза" в 21 веке. В физике четыре разных теории электричества и магнетизма были синтезированы Максвеллом в одну теорию электромагнетизма. Аналогичный опыт синтеза нескольких методов, которые полезны при создании стартапов, предпринял Steve Blank для своей учебной программы Startup Launchpad, которая преподаётся сейчас во многих университетах, но она имеет довольно узкую прикладную направленность: за время обучения стартовать какой-то стартап, задействуя не один какой-то метод, а сразу несколько методов, которые были бы при этом полезны.

Школа системного менеджмента провела такой синтез методов мышления по современным теориям нескольких фундаментальных дисциплин, которые нужны для усиления мышления инженеров и менеджеров. Этот синтез лёг в основание учебных курсов и получил название "Интеллект-стек":
-- логика, онтология, семантика, рациональность и ещё множество других дисциплин, работающих с формальным представлением знания. Предполагается, что проекты создания и развития самых разных систем предполагают рациональное мышление при стратегировании как выборе предмета и методов работы, планирования ресурсов, требующихся для работы, а затем перехода к действию. Особенность сегодняшнего момента в том, что появились AI-системы, задействующие не только обработку формализованного знания, но и работу с исходной информацией с датчиков, изображениями, а также текстами на естественном языке. Курсы программы "Организационное развитие" это учитывают.
-- системное мышление третьего поколения, учитывающее эволюции в развитии систем как видов с учётом теории расширенного эволюционного синтеза и работ физиков по теории эволюции. Инженерная часть онтологии системы взята из международного стандарта ISO 15926-2, но при этом учитывались работы физиков -- группы David Deutsch, Виталия Ванчурина, Karl Friston, Michael Levin, Kevin Lala и многих других.
-- современная методология, задающая работу с функциональными описаниями, в том числе описаниями рабочих процессов создания и разработки систем. Она основана в том числе на стандарте OMG Essence в версии 2024 года. Примерами тут служат не только описания каких-то рабочих процессов, но и описание функциональной структуры систем AI, этому посвящён специальный раздел.

Обзор методов инженерного и менеджерского мышления задаётся тремя курсами, которые синтезируют знания по современной методологии разработки:
-- системная инженерия, где задаётся инженерное мышление для инженерных ролей визионера, методолога, архитектора, проектировщика, технолога, инженера внутренней платформы разработки. Курс подчёркивает общность методов создания и развития систем самого разного вида (включая развитие людей, создание и развитие организаций и сообществ), но в основе его -- методы классической системной и программной инженерии. За основу взято понимание системной инженерии по версии профильной профессиональной организации системных инженеров INCOSE, но в существенной мере в изложении материала используются методы программной aigle инженерии. Особо полезным курс системной инженерии оказывается для гуманитариев (руководители служб HR, маркетинга), ибо они после него начинают лучше понимать, что происходит в головах инженеров, каково же инженерное мышление.
-- инженерия личности, где речь идёт о развитии личности, то есть обучении людей какому-то новому мастерству. В основе курса лежат методы проектирования обучения (instructional design), учитывающие достижения современной когнитивной психологии. Каждый раз, когда идёт обучение сотрудников новым рабочим процессам, идёт обучение инженеров новым методам работы, обучение клиентов использованию продуктов предприятия, обучение людей изменениям корпоративной культуры -- это может происходить "как-нибудь", а может происходить с учётом последних достижений инженерии личности. Уникальность курса в том, что он использует инженерный взгляд на обучение, что позволяет существенно экономить мышление, когда обучением занимаются инженеры и менеджеры, не имеющие специального педагогического образования.
-- системный менеджмент, по факту оказывающийся инженерией организаций и сообществ. Инженерия предприятия -- классическая методология, которая акцентирует аспекты моделирования организации. Сообщества -- это прежде всего сообщество сотрудников предприятия, рассматриваемое вне его оргструктуры, "кадры". Но также это и сообщество пользователей продуктов и сервисов предприятия, клиентура. И ещё -- сообщество инвесторов предприятия. Инженеру оказываются нужны знания системного менеджмента, чтобы лучше понимать общее устройство предприятия -- не считать менеджеров необходимым злом, понимать их интересы. Курс крайне полезен инженерам, которые в силу роста масштаба их проектов начинают выполнять те или иные обязанности менеджеров (частый карьерный путь инженера после прохождения программы -- позиции главного архитектора, технического директора, директора по развитию).

Все эти курсы разделяют один и тот же набор идей, излагаются одним и тем же языком. Когда студенты приходят в новый проект (а жизнь всё время подкидывает им новые и новые проекты, в том числе и потому, что у них начинается довольно быстрый карьерный рост в силу прихвата ими менеджерских знаний), они уже многое знают об этом проекте -- независимо от того, в какой стране это происходит, на каком языке ведётся в этом проекте общение, какую они сами будут играть роль в этом проекте. Они не забудут спросить, что будет создано в результате проекта, кто будет клиентом и заплатит за работы, каким способом это будет создано, как долго планируется потом развивать созданное, как будут организованы разработчики. Эти вопросы не зависят от того, продукт создаётся или сервис, предприятие или сообщество. А ещё курсы учат работать в предприятиях, где не все сотрудники -- люди. Этими "сотрудниками" также могут быть как другие предприятия, так и роботы (в том числе системы AI).

Если на этом языке (условно назовём его "языком системного мышления", но в предлагаемом курсами ШСМ синтезе методов мышления очень много и других фундаментальных составляющих этого языка) будет говорить группа топ-менеджеров предприятия, то она будет быстрее и точнее договариваться о развитии организации, заниматься своим прямым делом. Поэтому ШСМ работает не только с открытыми учебными группами, но и корпоративными -- как в варианте повышения квалификации топ-менеджмента (правления компании), так и в варианте подготовки многоуровневого кадрового резерва.

Для примера литературы, на которую опираются курсы программы "Организационное развитие", приведём обложки книг и годы их издания из курса "Системная инженерия" -- это должно как-то развеять подозрения, что Школа преподаёт какие-то собственные, непроверенные методы создания и развития систем. Нет, вся эти литература общедоступна, признана, методы проверены международным сообществом, методы отлично работают. ШСМ сделала синтез этих международно признанных методов, а их описания перевела в формат учебного продукта. Студенты затем будут адаптировать эти методы для своих самых разных проектов:



Полезные ссылки:
-- все курсы программ "Организационное развитие" и "Личное развитие" (бесплатный доступ к текстам учебников после регистрации): https://aisystant.system-school.ru/.
-- состав курсов и порядок прохождения программы "Организационное развитие": https://ailev.livejournal.com/1737214.html.
-- синтез фундаментальных методов мышления "Интеллект-стек": https://aisystant.system-school.ru/lk/#/course/intelligence-stack
-- корпоративным заказчикам: предложение ШСМ по обучению команд топ-менеджеров, https://ailev.livejournal.com/1720404.html. Дополнительно про топ-менеджеров и их обязанности: https://ailev.livejournal.com/1708306.html.
-- расписание ближайших курсов с преподавателями в открытых наборах: https://system-school.ru/list
-- принципы квалификации: https://ailev.livejournal.com/1723294.html.
-- вебсайт Школы: https://system-school.ru/.
Previous post Next post
Up