lytdybr

Aug 25, 2022 01:26

Писательство "Системной инженерии 2022" сегодня закончено, курс отдан на публикацию в Aisystant (где выйдет в пятницу) и Ridero (это обычно недели три для такого объёма). Дальше, конечно, будет многократное переписывание (прежде всего -- более подробные объяснения, больше примеров разных видов систем, больше упражнений в рабочей тетради, а ещё очень важно вписывать в текст типовые ошибки студентов и ответы на типовые контраргументы от "бывалых людей").
Формально старт написания книги у меня получился 27 апреля 2022 (https://ailev.livejournal.com/1624604.html), уже 2 мая 2022 я закончил вводную главу (https://ailev.livejournal.com/1625163.html) и после пяти дней размышлений 7 мая 2022 переключился на переписку "Системного мышления" к старту СМС23 (https://ailev.livejournal.com/1626822.html), и таки успел переписать в два тома "Практического системного мышления" (курс вышел 20 мая 2022) и "Методологии" (курс вышел 3 июня 2022). Так что я вернулся к "Системной инженерии" 2 июня 2022 (https://ailev.livejournal.com/1631261.html) и дальше занимался этим full time, первые две главы были написаны в июне и вышли пререлизом 1 июля 2022, https://ailev.livejournal.com/1635607.html. Глава по инженерным обоснованиям была написана с 3 по 12 июля (https://ailev.livejournal.com/1637069.html), вышел второй пререлиз с тремя главами (https://ailev.livejournal.com/1638088.html), но уже 12 июля я узнал, что мне писать ещё про архитектуру -- и я пошёл изучать вопрос и не столько писал, но сколько читал сутками напролёт -- когда выяснилось, что и понятие архитектуры поменялось, и заодно из жизни исчезли требования. Вернулся к написанию текста только 2 августа (https://ailev.livejournal.com/1641162.html), дальше написал главы про концепцию использования и по сопричастности концепцию системы (это ж было "вместо требований"), потом главу по архитектуре (получилось сверхсжато, просто даю ссылки на книжки, где об этом подробно говорится), 14 августа опубликовал ещё один пререлиз ("пять глав из семи", https://ailev.livejournal.com/1643117.html), сразу после этого осознал окончательно про разделение архитектуры и разработки, переструктурировал текст в четыре главы вместо планировавшихся семи (по разделению труда), переписал материал по концепциям в главу по разработке, изрядно туда добавив текста. И затем переписал управление жизненным циклом и конфигурацией в DevOps, добавив туда и материал по обоснованиям. В этот момент понял, что идея "непрерывности" не менее важна, чем идея "безмасштабности" (и фишка не в "инкрементальности", а в эволюции, выходе за пределы одной жизни). Затем пришлось вернуться, и переписать введение и первую главу, ибо там была "безмасштабность", но "непрерывности" ещё не было. И вот сегодня это всё закончилось -- 24 августа. Так что 6 дней 27 апреля -- 2 мая, затем пауза, затем 82 дня 2 июня -- 24 августа, 88 дней. Общий объём 643Кзнака с пробелами (вместе с рабочей тетрадью), это 7.3Кзнака в день, "три странички". Плюс были, конечно заметки "в стол", плюс ещё заметки в блоге. А ещё я писал и переписывал, плюс сочинительство всех этих landing pages и разных анонсов (много раз по "паре абзацев") так что это "нетто", а "брутто" текстов в день было сильно побольше -- но основное время, конечно, ушло не на писанину, а на знакомство с материалами. Особая благодарность от меня Роману Варьянко, ибо он оперативно вычитал книгу один раз целиком, а второй раз наполовину, ибо я ж там полкниги в итоге переписывал.

Дальше планы остаются неизменными, но их лишний раз полезно проговорить (то есть прописать):
-- прежде всего "Системный менеджмент 2022", ибо это 1. Пример прикладной инженерии. 2. У меня СМС25, и я хочу успеть его проходить на новом материале. 3. Он до сих пор видео, плюс отстаёт уже ото всего.
-- дальше "Мастерство обучать образованных", ибо это 2. Ещё один пример прикладной инженерии, причём трудный (так, материалы курса -- это исходники от разработчиков, мастерство -- это работающий на wetware софт, и учителя -- это NoOps, ибо их не должно быть). 2. У меня ж Школа, и для всех в ней это будет профильный учебник.
-- обновление "Практического системного мышления" (требования и архитектура, расщепление мета-модели на культурную и локальную) и "Методологии" на предмет выхода за пределы одного жизненного цикла (непрерывность). Ну, и что там ещё по мелочи накопилось. Думаю, что это очень быстро будет.
-- и вот тут вернуться к усилению интеллекта/фундаментальному образованию и докрутить "Образование для образованных", там аккуратно пройтись по всем фундаментальным дисциплинам на предмет SoTA (ибо в системной инженерии SoTA за пять лет успела поменяться, вот и по всем остальным нужно внимательней поглядеть). Что-то мне подсказывает, что на меметику и стили я погляжу тут. И на эстетику. И на многое другое. Поэтому все предыдущие пункты вроде как обозримы по времени, а вот этот -- не очень. Плюс оттуда хочу убрать часть про личное стратегирование, ибо стратегирование в менеджменте есть, а личное должно идти куда-нибудь в эээ... непрерывную самоинженерию личности, то есть в системное саморазвитие/self-evolving. И с собранностью (ибо в курсе собранности там сейчас скопилось много всего разного, что не совсем уже собранность, но на собранности основано, ибо это ж трансдисциплина где-то внизу интеллект-стека).

Пополняется список запросов к курсу онтологики: нужно не только про деонтическую модальность давать, но и про доксическую (гипотезы они тут). Хотя я знаю, что в курсе онтологики недолюбливают модальности, но вот и надо как-то об этом переходе от "требований" к "гипотезам" понять как разговаривать.

Влез в разговор о сравнении всяких "дней независимости/флага" (для меня они про одно и то же) с Пасхой или Пуримом, плюс там же ещё сюжеты казни-воскрешения и разговор про "страну" как живое существо (которая тоже "смертию смерть поправ", вот тут толкование https://www.pravmir.ru/vopros-otvet/kak-ponyat-frazu-smertiyu-smert-poprav/) -- https://www.facebook.com/vadim.novikov.39/posts/pfbid023mYMRJQtKV1KT3cNL89CJSUy9racgspDsNc7Dnjg8y3sFGoyuN3Yey1VUKfgjjpGl. Вот мой первый коммент: "Для меня сам факт этих праздников (что "независимостей", что религиозных) вызывает удивление. Выбрал себе символ, и ну ему поклоняться, а когда сильно поклоняешься, то можно и не работать для пущего символического значения -- это ведь и есть "праздник". Можно ещё парасимпатическую магию задействовать, типа куклы Вуду. Скажем, нацепить тряпку на палку, и целовать её (действие, полностью аналогичное "нет ли у кого моей куклы Вуду? срочно почешите ей спинку!"). Вот эта вся нерациональность и ведёт к проблемам последующих силовых решений: "чужие" пользуются не теми предметами поклонения, значит не "наши", значит "огнём и мечом" (без разницы, причины тут "независимости" или религиозные). Дальше можно много чего говорить про "природу человека, важность учёта меметики", но IMHO чем дальше от "природы человека" с встроенной в неё верой в симпатическую магию, тем прощё рационально договориться о менее кровавых решениях по поводу анимизма типа "страну приговорили, но жива" -- страны это всё-таки не существа. Существо помирает, и все его клетки помирают. Страна когда помирает, люди живы. Если у них в головах всё рационально, то им пофиг -- образуют другую страну, или хоть десять, наложенных друг на друга, или контрактную юрисдикцию, главное что не считают страну "живой" или "мёртвой", это ж не организм, который если дохнет, то все клетки в нём дохнут неизбежно. Если же продолжать этот иррационализм в мышлении, то заканчивается это всё равно стенкой на стенку. Поэтому я за отсутствие религиозной и патриотической попраганды. Ибо нефиг, людей жалко, гибнут за символы почём зря, аки дикари из джунглей с их куклами Вуду, только в 21 веке и в крупных городах, и даже с высшим образованием многие". Вот второй: "я заглянул вчера ВКонтакте, а там вся лента в флагах. Вдруг все "уверовали", хотя год назад ничего этого в помине не было. А сегодня в других флагах. А меня с детства учили, что флаг целовать нужно только красный, "ибо он цвета крови". А тут разные другие цвета, и вроде всё обоснованно и "так всегда было, и должно быть вечно". Ага, вечно. Плавали, знаем. Всё религиозное, оно такое, даже не на песке". Дальше меня обвинили в удобстве моей философии (там был ещё сюжет самопричисления меня к русским, сюжет с бюджетом и трансгендерами в США, но эту ветку опустим -- по этому извилистому пути мысли я даже попал к кому-то в бан), вот ответ: "То, что я пишу, это ни разу не философия. Это вполне рациональная практика мышления. Если следовать таким практикам, то жизнь становится лучше. Если не следовать -- начинаешь некоторым куклам Вуду чесать спинку, а когда кто-то недостаточно чётко выговаривает имя твоего божка, так колешь иголки уже без разбора, в его куклу Вуду, или в него самого. Но я понимаю, когда искренне носишь пионерский красный галстук, а тебе говорят, что это просто красная тряпка -- это обидно, это "удобная философия". Даже если галстук не пионерский, и не красный, и даже не галстук на шее, а галстук на палке. И жрецы, жрецы вокруг, культ ведь. Меметика такое изучает, как мемы прыгают по головам людей, как мутируют, как размножаются. Никакой философии, сплошная попперианская наука с поправками от разных умных людей, живших после Поппера". И последний: "я просто пасху, пурим и операцию признания страну живой (негэнтропия, разумность, тут много чего можно по этой линии наговорить, если не касаться религии) довожу до экстремума: всё это разные формы примитивных и не очень религий, в которых работают идеи симпатической магии (операции с предметом, олицетворяющим другой предмет). В противовес я бы поставил рационализм, который таки отличается даже от эмпирицизма с его индуктивизмом, ибо задействует выдуманные модели/теории/объяснения, а не выводит модели/теории/объяснения из данных экспериментов. Но это не теории и объяснения типа симпатической магии. А вот если хочется поманипулировать людьми (скажем, мной, чтобы далеко не ходить) почему-то идёт обращение к этой самой магии и на вопрос, чего это люди неравно дышат к разноцветным тряпкам на палках вместо рационального ответа идёт эмоциональный прилив крови к голове. Для меня это дикарство, примитивные религии с примитивными эмоциями. И мне очень любопытно, как люди на такой рационализм реагируют. Кстати, про "тряпку на палке" это не я придумал. Это я у Воннегута подсмотрел. И про почесать спинку кукле Вуду тоже где-то подсмотрел. Но про симпатическую магию в приличных разговорах про политику и религию приличных людей, рациональных во всём остальном -- вот это уж моё".

На художников продолжается наступление: австралийский национальный университет с Adobe Research опубликовали софт по учёту в картинке пожеланий к художнику, высказываемых в виде грубой мазни прямо по эскизу. Типа "а вот тут я на ваших алых губках мазнул белым -- это я хотел, чтобы вы мне зубы показали. А вот тут мазнул по вашим чёрным волосам рыжим -- перекрась в рыжий цвет как-нибудь поприличней". Работает! Вот сайт: https://1jsingh.github.io/paint2pix, но можно и попробовать: http://exposition.cecs.anu.edu.au:6009/. Пробуется более чем ужасно, покрасить удачно какую-то свою фотку я не смог, но вот создать картинку с нуля по эскизу -- смог, и даже как-то разобрался, как этим управлять. У меня интересный аттестат окончания средней школы за 8й класс: все пятёрки, но по рисованию тройка, в начальных классах я многократно забывал взять цветные карандаши, ибо считал, что это не уроки, а баловство для маленьких, лучше книжку почитать, пока все малюют. В восьмом классе те классные журналы отыскали, и годовую тройку перенесли в аттестат. А вот сейчас реванш: рисую даже не цветными карандашами, а просто мышкой. Остальное -- великий и могучий ИскИн по последней ссылке (но он там, конечно, более чем простенький, показать идею. А уж Adobe потом выдаст это в продуктах по-взрослому):

Previous post Next post
Up