С днём учителя!

Oct 05, 2020 18:56

Вся лента поздравляет учителей, так это ж и ко мне теперь относится, я ж нынче препод! Впрочем, это было предусмотрено ещё моим советским специалитетом: готовили из нас в университете химиков-исследователей, но как альтернативное образование дали и полноценное педагогическое: я сдавал и дидактику, и психологию, и даже практику в школе проходил, вёл там уроки. Помню, что у меня был экзамен-автомат по психологии, и я пришёл с зачёткой проставить оценку. Услышал "тяните билет". "У меня ж автомат?!". "Вот и проверим, какой у вас автомат!". Свою пятёрку я там получил, но обида на учительское сословие за такие обманки осталась. Сам я такие педагогические трюки стараюсь не делать.

А потом на практике в школе мне предложили оформить какой-то стенд. Я сказал, что не буду -- ни разу не входит в обязанности практиканта. Уроки вести буду, стенды оформлять -- нет. Мне сказали, что пять баллов за практику не поставят. Я согласился, получил четыре. На распределении мне сказали, что такие хорошие студенты, как я, должны идти преподавать в школу. Я им сказал, что у меня по педпрактике четыре, а преподавать в школу должны идти те студенты, у которых по педпрактике пять баллов -- и если не так, то почему?! В итоге они всё равно потеряли моё распределение и я получил открепление (неожиданно абсолютно, и очень приятно. Распределение ведь планировалось в НИИШВЕЙПРОМ -- вот что делать несколько лет химику в НИИШВЕЙПРОМЕ?!).

Так что всех поздравляю, в том числе с отсутствием "распределений" и наличием болонской системы. Я уже к третьему курсу понимал, что выбор именно химфака мной-десятиклассником -- это не лучшее моё решение в жизни, но с подводной лодки специалитета никуда не денешься, это не болонская система с промежуточной перед магистратурой остановкой для выбора судьбы уже чуток повзрослевшими мозгами. Дальше, конечно, сломается и болонская система тоже, и вся система университетов, но на то и прогресс, чтобы ломать старое и делать новое. Вот, строим это новое -- мимо официальной школы и официальных вузов.

Сейчас я совсем уж учитель, вчера читал вводную лекцию по семестровому курсу системного мышления полусотне студентов кафедры технологического предпринимательства МФТИ (https://mipt.ru/education/chairs/techpred/). В качестве материала лекции я выбрал свой доклад в эту пятницу на AnalystDays #11 (https://analystdays.ru/ru/talk/83548, видео анонса доклада https://youtu.be/dihYiKJrOu8), только на конференции это будет относительно короткий доклад и потом небольшой круглый стол, а тут я разворачивал этот материал пару часов плюс ещё час ушёл на комментарии об опыте прохождения этого курса студентами предыдущих потоков. Это уже восьмой поток будущих техпредов идёт по курсу, все эти потоки не повторялись в части содержания курса, настоящее университетское образование "с пылу, с жару". В этом году содержание опять поменялось, в основе там онлайн-курс системного мышления 2020 года (https://system-school.ru/systems-thinking), плюс консультации преподавателей (горжусь, что в этом году это уже не я! это уже могут делать выпускники кафедры!) плюс написание экзаменационного эссе. Вот трёхчасовое видео установочной лекции, почувствуйте себя в шкуре студента (https://vimeo.com/465027368):

image You can watch this video on www.livejournal.com



А ещё меня как методолога (отвечающего на вопрос "чему учить") регулярно путают с методистом (отвечающим на вопрос "как учить") -- я уже и обижаться перестал. По факту приходится ведь заниматься и одним, и другим. Просто в нашей культуре на вопрос "чему учить" вроде как не нужно отвечать, это начальники говорят. И дальше нужны только методисты, улучшать преподнесение материала. Но я акцентирую в своей работе уникальность именно того, чему учить: это работа методолога, а собственно учительская работа начинается потом. Но дня методолога нет, никто меня с этим не поздравит. Но это ничего.
Previous post Next post
Up