Мы решили, что уже слабо похожи на традиционные разрознённые "курсы". Наша образовательная программа всё больше и больше смахивает на длинную вузовскую программу "второго бакалавриата". А ещё у нас начали учиться не только взрослые уже люди, но и люди студенческого и школьного возраста. Поэтому мы приняли решение называть всех наших студентов студентами/students, а не курсантами/курсистками или учащимися/учениками. Вроде мелочь, но для меня она означает некоторую ступень в развитии Школы.
Провёл в эту субботу, надёюсь, последний раз "Образование для образованных" в формате лекции. Дальше буду пару месяцев готовить онлайн-курс: книжку (участники субботнего курса получили её черновик, там порядка 350 книжных страниц) и упражнения с выходом на мышление письмом.
В "Системном менеджменте и стратегировании 2020" я перестал вообще читать лекционный материал. Материал первых двух дней берётся в онлайн-курсе (blended learning), а остальных четырёх дней -- из видео предыдущих потоков. Все шесть дней наших тренинговых дней идёт именно тренинг: мы работаем над проектами студентов, идёт групповое обсуждение с моими комментариями и разъяснениями. Идея flip teaching полностью реализована. Курсанты таки тратят от двух до четырёх часов в день ежедневно на работу с нашим материалом, и получают не только "результаты обучения", но и рабочие результаты в своих проектах. Текущая группа СМС прошла уже чётыре дня из шести, результаты меня радуют. Вчера (день "совершенствование и развитие") мы успели поразбираться со связкой альф, методов и технологий, повторить материал прогресс-репорта по альфам с выходом в планирование работ, обменяться артефактами для выявления практик на предприятии, запланировать мероприятия по "пропитке" в рабочих проектах на следующую пару недель, обсудить особенности административного оформления постановки практик, опять пройтись по именам своих и целевых систем. Работа шла в синхронно-асинхронном режиме: трудно сказать, работа больше шла голосом, или в чате -- выход был не "к доске", а к чату, и удобство было и в том, что вызвать-опросить можно было сразу всю группу, не тратить время на устный опрос по одному. А обсуждать задокументированные в чате ответы -- обсуждать быстрее, конечно, голосом. MS Teams при этом удобен тем, что ответы в чате можно редактировать по ходу обсуждения.
Вот тут Максим Цепков ведёт очередной репортаж с конференции и обращает внимание на нашу форму ведения курсов: небольшие дистантные сессии с общением преподавателя и группы студентов и длинные перерывы для самостоятельной работы --
https://www.facebook.com/mtsepkov/posts/3030861283637472. Он приводит в пример мой шестидневный курс СМС2020, который идёт раз в две недели один тренинг. Но по факту, у нас давно уже все курсы не сводятся к нескольким дням "погружения". Так, курс "Онтологика и коммуникации" идёт 36 часов, разбитых на 12 трёхчасовых занятий раз в неделю, и много-много домашней работы и обсуждений в чате между этими занятиями --
https://system-school.ru/united. Да и все остальные курсы потихоньку идут к похожему формату. Переход на онлайн снимает издержки на путешествие к месту занятий, и можно бить курс на более короткие части. Некоторая проблема в невыполнении домашних заданий в такой организации обучения присутствует, но и её потихоньку решаем. Опять же: все занятия, обсуждения и работа с домашними заданиями идут в среде проектной работы MS Teams, и это сильно отличается от "занятия по Zoom".
Готовим стандарты наших трансдисциплин, в них формулировки чему и для чего учим. И потом по ним можно организовать проверку, научили ли. И иметь разные варианты курсов, учебников, упражнений и т.д. для разных наборов стандартов, или для разных уровней владения стандартами - проверять в этих курсах содержание образования на соответствие стандарту. Стандарт в его нынешнем виде -- это табличка с пятью колонками:
1. Онтика (набор понятий какой-то части курса)
2. Проверяемые навыки курсанта по работе с онтикой.
3. Для чего эти навыки используются в жизни.
4. Пример того, как курсант в жизни применяет эти навыки.
5. known issues в формулировках предыдущих четырёх.
Наша группа добровольцев начала работать над курсом системной психопрактики (часть материала обсуждений доступна на видео --
https://www.youtube.com/watch?v=IhKsucYapRM и
https://www.youtube.com/watch?v=ChwJrlbCEeY). Онтологические основания обсуждаем по трём начальным источникам: Lundh
https://yadi.sk/i/afLF0KU0bCVwwQ, Perez-Alvarez
https://yadi.sk/i/yy1h7183xOvHDw, и (исключая его религиозные изыскания!) Wilber
https://yadi.sk/i/ABze3f98XAxQZg (и даже по-русски
https://yadi.sk/i/UJ2VbS4s9X3DLQ). Социальные взаимодействия вынесли в отдельный предмет.
Лаборатория телесного мышления интересуется применимостью системного фитнеса к глазным мышцам, в том числе цилиарной мышце, обеспечивающей аккомодацию. Антон Климат: "Я научился делать четкое зрение на 10 сек. при минус 3 и астигматизме. Проверка на строчках показала что мое четкое эт гдето на минус 1". Две диоптрии за счёт мышечной работы, неплохой результат. И ушами Антон шевелит на четыре дискретные позиции каждое ухо! Есть у кого учиться, есть с кем лабораторить! Кстати, курс "Системный фитнес" пойдёт в июне первый раз в дистантном формате, у нас всё для этого готово (а регулярные занятия уже давно идут, и короткая "Телесная инженерия" идёт прямо сейчас).
UPDATE: обсуждение в фейсбуке --
https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10218463669917089