Судя по комментам, читающие меня инженеры, менеджеры и предприниматели (да и все остальные тоже) потеряли нить того, чем я занимаюсь сегодня основное время. Значит, меня таки вынесло на очередную новую полянку, и я на этой полянке оказался немного раньше других. Я делаю новое образование, которого ещё не было примерно так же, как делал до этого консалтинг -- реализуя мою миссию, сформулированную ещё в 2007 (
https://ailev.livejournal.com/500732.html): "Откапываю и распространяю мощные идеи, способные существенно повысить эффективность людских усилий".
Мощные идеи -- это которые "против здравого смысла", "контринтуитивные" (типа идеи, что земля не "очевидно же" плоская, а вовсе круглая. Или что земля вращается вокруг солнца, а не наоборот. Или что умножать нужно в арабских цифрах в то время, как весь цивилизованный мир считает в римских цифрах). Эффективность усилий -- это про затраты времени, денег, нервов, энергии, материалов, рутинного труда, интеллектуального труда и т.д. для приближения к цели. Конечно, хорошо видимой цели, а не туманной мечты "цельного человека".
А почему образование? Потому что по сравнению с консалтингом, которым я занимался десятки лет, а) можно на этом сфокусироваться (то есть меньше заниматься всем остальным, выделяя больше времени на откапывание новых идей) и б) проще обеспечить масштабируемость, если я нашёл что-то интересненькое.
Например, живой и современный системный подход в системной инженерии я нашёл осенью 2007 года (решая консалтинговую задачу, подкинутую Петром Щедровицким). Но с его распространением в консалтинге дело буксовало из проекта в проект: консалтинговые задачи решались, распространялись мощные прикладные идеи, а вот собственно системное мышление распространять не очень получалось. Но когда занялся образованием (втянул меня в это дело Вячеслав Чикин, в 2012) -- всё отличненько пошло. Медленно, но верно. Год назад назад появился курс "Системное мышление" на coursera -- и на этой неделе там круглая цифра, 200 человек, получивших сертификат об окончании (это те, кто оплатил проверку задач. А тех, кто почитал учебник или хотя бы поглядел видео, так их вдесятеро больше). А ещё полторы сотни студентов. А ещё выпускники Школы.
Так что я как научный руководитель Школы системного менеджмента значительную часть дня сижу в этих моих интернетах, аки какой киборг, и выкапываю из гугля, новостных лент и множества чатов во всех соцсетях и мессенджерах те самые мощные идеи. И считаю это рабочим временем. А потом Школа эти идеи вколачивает в головы выпускников.
Особенность момента в том, что идей начало выкапываться много, и их начинает хватать уже на полноценное образование. И мне нужно сделать curriculum, спроектировать и воплотить в жизни. Это трудно, но возможно. При этом приходится работать на разных системных уровнях: обсуждать жизнь людей и их потребности, обсуждать сам куррикулум (его состав из методологических и когнитивистских дисциплин, а также деятельностный кругозор -- "второй бакалавриат",
https://ailev.livejournal.com/1453126.html), обсуждать содержание отдельных дисциплин (от онтологики через стейкхолдерское мастерство и прокрастинатологию до операционного менеджмента и стратегирования).
И вот тут люди меня и потеряли. Написал про телесное мышление -- "ах, Левенчук занялся физкультурой! Он потерян для инженерии требований!". Рассказал о стейкхолдерском мастерстве -- всё, "Левенчук занялся формой, потерял содержание". А неделю назад занимался онтологикой -- это я что, формой или содержанием занимался?! А когда про AI пишу -- это я про softskills или hardskills?
А я ведь ничем я таким не занялся: тексты, которые я пишу, они для коллективной работы, а не только для моей личной. Я (и не только я, что уже счастье!) определяю образовательные потребности, формулирую требования к этому новому образованию, дальше определяю архитектуру куррикулума "второго бакалавриата" в целом, выставляю требования к его частям. Занимаюсь архитектурой, действую по норме, беседую со стейкхолдерами, а поскольку полянка совсем новая, то иногда и немножко исследовательской работой по каким-то отдельным частям приходится заниматься, и онтологическим оформлением этой работы. А в тех областях, которые я уже исследовал и хорошо знаю, так идёт уже "рабочая" работа, то есть читается курсы -- идеи откопаны, их просто распространяем. Скажем, я хорошо знаю менеджмент и стратегирование -- я ж в консалтинге по этим вопросам 29 лет, с лета 1990 года, когда начал консультировать биржевой совет РТСБ на тему корпоративного управления (corporate governance) и того самого стратегирования. Сейчас идёт тринадцатый поток шестидневного курса на эти темы, курс регулярно перерабатывается. Что об этом писать? Там все ходы записаны на многочисленных корпоративных видео, там сотни и сотни слайдов -- материала на несколько толстых книжек. Кругозорный курс по системной инженерии идёт в МФТИ, курс по продакт-менеджменту идёт в ШСМ. Прикладные курсы, если захотят, люди где-нибудь найдут -- это уже магистратура, специализация, а в специализациях нельзя объять необъятное. Объять необъятное можно в самых фундаментальных дисциплинах, в том же системном мышлении: один раз выучил, а потом везде используй.
Поэтому новые темы в разработке у меня появляются, оформляются, а потом переходят в курсы. Помните, я писал о рационализме и рационалистах? А теперь идут курсы онтологики. Вот и с другими темами так будет. Не бойтесь, что я чем-то не тем занялся, и занялся надолго. Долгое тут -- это формирование curriculum. Но ввиду необъятности задачи почему-то мало кто понимает, что я именно этим занимаюсь, а не НЛП в стейкхолдерском мастерстве (чем я тоже занимаюсь, но это третий сверху уровень, поэтому времени у меня на это уходит не так много).
А почему вдруг я занялся этим куррикулом для современного "второго бакалавриата"? А потому что на эту тему адекватных материалов, которые меня бы удовлетворяли, существует в мире практически ноль. Вот я эти материалы и делаю, уж как могу. И надеюсь, что с помощью коллег я таки раскопаю для этого куррикулума мощные идеи, поднимающие эффективность людских усилий, а потом мы эти идеи распространим -- самым прямым методом: будем им учить. А как же противоречие жёсткого куррикулума и непрерывного образования, как же идея о том, что всех выучит искусственный интеллект и прочее такое? Да знаю я об этом, есть и на эти вопросы ответы. И я понимаю, что собственного сына через такой куррикулум я вряд ли успею пропустить. Хотя через некоторое время -- почему бы и нет, и он дорастёт, и куррикулум доделается.
Пока же я целый день и полночи пялюсь в экран и чатюсь, по вечерам когда читаю доклады и семинарю, а когда танцую, плюс по воскресеньям ещё веду тренинги на целый день. И так день за днём. Раскапываю мощные идеи и распространяю, организую раскапывание и организую распространение. Шире спектр идей, масштабней распространение.
С танцами потихоньку всё происходит, я продолжаю ходить и на занятия, и на вечеринки. Вчера я создал ВКонтакте сообщество для желающих потанцевать винегрет/солянку/raggle-taggle из самых разных танцев --
https://vk.com/buffdance. Уже некоторое время мы танцуем микс из всех танцев: кизомбы-урбанкиза-таррашо, танго, зука, хастла и многих других. И делаем это под самую разную музыку. Начали мы это делать в московском клубе "Буфф" на импро-хастл дискотеках (откуда и пошло название нашего стиля), хотя в основе этого стиля оказалась биомеханика кизомбы-урбанкиза-таррашо, удобная для включения в неё танцевальной лексики всех остальных танцев. За сутки в сообщество записалось 37 человек, практически без рекламы. У мультидансеров нет своего стиля и площадки для его обсуждения, так вот по факту сделали.
Меж тем, самокатный сезон опять закрылся, на улицах мокро и скользко. Пришёл марток, надевай семь порток. У меня с прошлой пятницы сезон новых портков, уже 44 размера. Новые штаны куплены уже в подростковом магазине, ибо взрослых размеров таких уже нет --
http://www.dresslux.ru/customers/all_sizes/. Я таким стройным всю жизнь ходил, так что просто вернулся в свой размер. В зеркале я сейчас выгляжу привычно для себя, а новые штаны сидят ещё и с небольшим запасцем. Самый же большой размер у меня был 54, это в конце 90х. Худеть-толстеть дело не хитрое.