Изменения в тренинге по апгрейду образования

Jan 25, 2019 19:41

Тренинг "Дисциплины для апгрейда образования инженера, менеджера, предпринимателя" (он же "как выжить в эпоху перемен перемен", он же "дисциплины второго бакалавриата") даёт обзорное изложение идей, лежащих в основе образовательной концепции ШСМ ("сначала дайте меню"). В моём блоге эти идеи раскиданы по разным зубодробительным текстам, а тут получается связное и последовательное изложение (ну, и устный я весьма сильно отличаюсь от меня письменного).

Четвёртый поток тренинга пройдёт через пару недель, 11-12 февраля 2019 года (http://system-school.ru/uptodate), но я уже сегодня вношу изменения. Так, вдобавок к уже имеющемуся изложению там будет:

-- уточнение определений подрыва и прорыва в науке и инженерии: подрыв связан с изчезновением бизнесов, а прорыв -- с возможностью многих других повторить SoTA (https://ailev.livejournal.com/1460300.html).

-- изменения в материалах по AI, ибо много чего интересного понапроисходило. В частности, взят барьер по играм с неполной информацией: победа над людьми в StarCraft II, https://deepmind.com/blog/alphastar-mastering-real-time-strategy-game-starcraft-ii/. Инвестиции в роботов-юристов, https://venturebeat.com/2019/01/24/disco-raises-83-million-to-streamline-legal-discovery-with-ai/ ($83млн. вот прямо сейчас влили только в одну компанию, Disco, для обеспечения AI-поддержки юристов по полному жизненному циклу тяжбы, но там ещё и множество других компаний) и другие компании по поддержке принятия решений ($33млн. влили в компанию по оценке недвижимости -- https://venturebeat.com/2019/01/24/geophy-raises-33-million-to-apply-ai-to-commercial-property-appraisal/). Проект IBM Debator для crawdsourced поддержки принятия решений -- https://www.research.ibm.com/artificial-intelligence/project-debater/. Тезис о том, что речь не идёт не столько о "больших деньгах", сколько об огромном числе применений -- машинный интеллект становится дешевле грибов, а личность превращается в киберличность как на уровне личном, так и коллектив становится киберколлективом на уровне компании: не весь интеллект коллективной деятельности уже принадлежит "талантливым людям".

-- добавлю про кругозор: в явном виде дам концепт T-людей -- глубоких прикладников, но с широким кругозором (https://ailev.livejournal.com/1459798.html).

-- добавки в материал про миф целеполагания и персональное стратегирование: включение идей открытости/open-endedness (https://ailev.livejournal.com/1463013.html) как базирующейся на понятии новизны и увеличения сложности обобщённой теории развития, обучения, эволюции, прогресса и т.д.. Никаких game over, но покой нам только снится: мы не только решаем проблемы, но и ставим новые проблемы. Развиваемся не только мы в своей способности решать задачи, развивается и окружающая среда -- предоставляя всё новые и новые возможности/проблемы. Концепт сменяющихся корпоративных "гонок" (мегагерц, мегапикселей, наборов данных с соревнованиями типа https://stanfordmlgroup.github.io/competitions/chexpert/, https://ai.google.com/research/NaturalQuestions и другими), только в варианте для человека.

-- уточнения по набору когнитивных дисциплин, включение кругозора по cognitive behavioral engineering -- инженерию человеческой успешности (https://ailev.livejournal.com/1462317.html, по итогам исследования психопрактик движения по спектру формальности движения https://ailev.livejournal.com/1461939.html, плюс по итогам запуска лаборатории телесного мышления https://ailev.livejournal.com/1463123.html). Материал по преодолению ADHD техническими средствами (от GTD, логов и гугля до субтитров -- https://medium.com/s/the-upgrade/why-gen-z-loves-closed-captioning-ec4e44b8d02f). Если целевая система (кибер)люди, то разработчикам нужно заняться этикой, а "обрабатываемым" нужны защиты -- как минимум, осознание происходящего и понимание задействуемых когнитивных механизмов (https://ailev.livejournal.com/1459254.html).

Есть ещё надежда, что про культуру и искусство вместо традиционного "требует исследований" я таки скажу пару более внятных слов -- на базе догадки Stanley об искусстве как моделировании и тем самым параллели между наукой и искусством (хотя у него статья немного про другое, Art in the Sciences of the Artificial, тем не менее: https://t.co/SNQc4aZS9e). Если сюда добавить разные соображения про "объяснения" (explanations), как это понимается в современном AI, то может получиться очень интересно. Но я не уверен, что за оставшуюся до тренинга пару недель успею как-то раскрыть этот кусок.

Из упражнений я хочу втиснуть дополнительно текст кругозора на определение стейкхолдерского интереса по отрывку текста (это не займёт много времени, но очень показательно) и чеклист осознанного применения выученного паттерна мышления из последних трёх пройденных курсов (ибо "я учусь много, но как-то руки не доходят применять выученное" -- тоже очень показательно поглядеть на себя в это зеркало).
Previous post Next post
Up