Определилась дата четвёртого потока курса "Дисциплины для апгрейда образования инженера, менеджера, предпринимателя" -- 9 декабря 2018. Подзаголовок курса -- state-of-the-art дисциплины второго бакалавриата. Потихоньку меняется содержание курса, и поэтому название опять поменялось.
Третий поток "Системного менеджмента и стратегирования v2" я начинаю уже в это воскресенье, а с начала этих марафонов это уже 12й поток!
Свёрстана зимняя программа и для остальных преподавателей. Оргизменения и распределённое лидерство (А.Турханов) -- 8 декабря 2018. Системная инженерия и менеджмент продукта (В.Мизгулин) -- 9 декабря 2018. Очередной поток системного фитнеса (А.Климат) -- 5 января 2019. Системный подход в инженерии и менеджменте (вводный курс, Ц.Церенов) -- 19 января 2019. Очередные потоки онтологики -- попозже зимой. Всё медленно, но движется -- сами смотрите на карту курсов:
http://system-school.ru/#courses Осознал, что наплодил за последние годы кучу "цепочек" текстов, но нет нигде места, где их все можно было бы компактно найти. Поместил пока на страницу профиля в ЖЖ (
https://ailev.livejournal.com/profile). Вот они:
-- подстрочник рассказа о клубе одиноких мозгов сержанта Солта --
http://ailev.livejournal.com/1287293.html-- фундаментальное образование --
https://ailev.livejournal.com/1427073.html-- второй бакалавриат --
https://ailev.livejournal.com/1453126.html-- SysMoLan --
https://ailev.livejournal.com/1443879.html-- системный фитнес (и там же кизомба) --
https://ailev.livejournal.com/1429126.html Это "книжки для ленивого писателя" (идею я подхватил от sequences Юдковского -- какие-то курируемые наборы эссе/постов в блоге), путешествие какой-то мысли, "лабораторный журнал", но не оформленное в связный нарратив какой-то книжки. Книжку всё одно читать не будут. Впрочем, и мои тексты в блоге не читают, они все многабукофф. Дмитрий Бутрин отметил вчера (
https://www.facebook.com/dmitry.butrin/posts/2062915867097851): "проблема в том, что никто ничего толком не читает, кроме вводок-сообщений информагентств-соцсетей и изредка, в совершенно другом режиме - книг, в основном легкого чтения. я уже с изумлением сталкивался среди коллег с почти полной утратой способности к пониманию смысла более или менее развернутого текста, с которыми не требуется специально работать. поверьте, я с уважением к этим коллегам отношусь до сих пор, это образованные и интеллигентные люди, много читавшие ранее, часть из них профессионально работает со словами - и сейчас тоже, эта потеря внешне на их профессиональной компетентности не сказывается. это что-то вроде болезни, на деле объем чтения рядового человека в сравнении с 20 годами ранее колоссален. я и у себя иногда вижу эту симптоматику - очень сложно настроиться на понимание среднего размера текста в течение двух-трех секунд, как ранее. усилие для преодоление этого барьера, ранее не нужное (это делалось автоматом, неосознанно) порой нужно - небольшое, но нужно. есть ощущение, что вскорости выбор будет именно таким - или очень коротко (скетч/краткое сообщение), или уже что-то очень трудоемкое (большое эссе/монография/роман)". И он делает дальше вывод: "в моем понимании, 6-9 тыс. знаков - оптимальный объем для общего представления большинства "новостей". меньший объем дает сильнейшие искажения в понимании смысла происходящего, систематически большая подробность изложения, завязанная на подробность сбора/анализа информации, для медиа в общем случае экономически невозможна. иными словами, "мелкие куски" - это когда вам кажется, что вы стали знать много больше, но на деле вы стали знать существенно меньше".
Я ему там ответил, что у меня студенты пытаются учебник "Системное мышление" (396 страниц, 107 иллюстраций) читать на телефоне. Можно ли разглядеть что-то на этих иллюстрациях (там же диаграммы!) на телефоне?! Результаты плачевны. Но эти плачевные результаты в разы лучше, чем полное отсутствие результатов у тех студентов, кто смотрит с телефона видеолекции. При этом официальная позиция в учебных заведениях, что "нужно обязательно писать видео, и этого видео должно хватать, материал там должен быть полный -- ибо современный студент читать разучился, будем учить таких разучившихся. Пусть хотя бы видео смотрят, вдруг научатся или хотя бы заинтересуются". Смотрят же главным образом с телефона, причём между станциями метро (в чём честно признаются). В головах при этом не остаётся вообще ничего, это многократно проверено.
Лучшие результаты у меня у студентов, которые приносят с собой на занятия бумажную книжку учебника. Вот к ним в голову что-то из учебника перетекает, в разы больше, чем из текста с телефона. Ибо читать-то с телефона читают, но никто ж не признает, что вычитывают с телефона сильно поменьше, чем из книжки! Изнутри читающей головы этого ухудшения качества восприятия текста не видно. А мне, как преподу, это сразу видно.
Мои тематические посты "из цепочек" в ЖЖ, кстати, как раз где-то на 6-9К, ровно "раскрытие темы", хотя очень часто и длиннее бывают. Для ЖЖ это нормально, вот и не ухожу от этого. Это 2.5К в фейсбуке грабаул караулят (текст Бутрина про проблемы с чтением длинных текстов примерно такой по длине -- и его обозвали многабукофф!). Пишу в ЖЖ я больше для себя (это ж лабораторный журнал, web log), и хотя эти посты в том же фейсбуке обильно лайкают (чуть меньше лайкают ВКонтакте), но их не читают. А уж по ссылкам в посте и подавно не ходят, хотя по ссылкам там много чего интересного. На вопрос, почему лайкают, хотя не читают, отвечают: проще найти будет, если захотим прочитать потом.
В лицее вьюнош борется с химичкой. Химичка натура творческая, и преподаёт химию в устной народной традиции -- как былины. Что вспомнит из обширных знаний, то и даёт. Но если ты пропускаешь занятие, то народного эпоса не услышишь. Но "незнание закона не избавляет от его исполнения": сдавать знание рассказанного нужно. И тебя отсылают к конспектам других учеников. А конспекты других учеников -- вы представляете, что они там успевают записать? Проще считать, что их нет. К тому же химия-как-эпос рассказывалась бы вечерами в племени у костра не один раз, а несколько. Тут же концерт однократен. Поэтому проблемы с химией у многих. Материал при этом далеко выходит за границы учебника. И у нас дома есть множество учебных пособий, где есть практически всё. Проблема в том, что всего этого много! Я в университете сдавал органическую химию по учебнику-двухтомничку формата А4. Радикальное решение проблемы -- вьюнош выучивает органику в вузовском объёме. Но я сам химик по образованию, и считаю, что учить её и в школьном объёме -- лишняя трата времени. Поэтому нужно минимизировать усилия: получить где-то пару листочков программы курса, где есть темы и подтемы. И выучить материал программы по нормальным учебникам. Или хотя бы получить видео (я и сам много чего рассказываю в той же школе системного менеджмента. Но программа рассказа обычно есть на слайдах, а ещё обязательно пишется видео -- поэтому проблемы дырявых конспектов нет). Беда в том, что эту программу мы получить не можем, и подозрение в том, что её нет. Формальная (строго по учебнику) наверняка есть, а актуальной -- нет, всё идёт с голоса. Так что вьюнош воюет: "как я могу ответить ваше правило Марковникова, когда меня ему не учили!" (пропустил занятие). Я пишу ехидные заметки в чатик класса, прошу прислать программку, чтобы понять, что именно должен знать вьюнош, получаю там родительские лайки от таких же, как я, но дело стоит.
"Бороться до конца" тут никто не будет. Если потребуется (что мне сомнительно), то органику вьюнош выучит в том объёме, в каком потребуется. Только учить нужно будет не для "фундаментального образования", а для какой-то прикладной работы, если она у него случится. Я как химик по образованию точно могу сказать, что правило Марковникова и реакцию Вюрца ему для фундаментального образования знать не нужно (он, кстати, задачу на применение этого правила Марковникова сообразил как решать, и решил -- на основе общей химической эрудиции, просто не знал, что это именно "правило Марковникова" называется). Химия простирает руки свои в дела человеческие не так широко, как раньше. Уже химики моего года выпуска (1980) работали кем угодно, кроме как химиками, в химии остались буквально единицы. Поэтому абсолютно неважно, чем там кончится эта его борьба за переход от народного эпоса к какой-то письменной культуре, или даже к постписьменному визуальному современному эпосу (тексты-то не читают! и вьюнош тоже не любит читать! он бы тоже предпочёл видео перформанса от сказителя химических былин).
Родительский комитет отличился умом и сообразительностью: решили под новый год отправить класс попраздновать в боулинг-клуб. Мне это сразу напомнило японскую мангу: там поход школьников в боулинг -- классика жанра. Вот, и наш пусть приобщится.
Вот такая музыка сейчас ставится на вечеринках кизомбы под именем douceur --
https://soundcloud.com/j-kee-kizomba/j-kee-my-world-vol2-crossing-kizomba-mix. Если вам нужна полуторачасовая кизомба-колыбельная, то это как раз оно. Активно обсуждается, что партнёрши под эту музыку засыпают, не прекращая танцевать -- это у них изменённое состояние сознания "космоса", или это просто транс с потерей чувства времени, или это они и впрямь спят? Нет ответа! Но под эти колыбельные можно отлично не только танцевать, но и работать, да и не менее отлично тонуть в соцсетях.
Я продолжаю ходить на вечеринки: сегодня пойду на вечеринку в 12 минутах пешком от дома в танцшколе SpicySalsa, в воскресенье чуток подальше (но всё одно меньше получаса добираться), в рестобар MadMan на Курской. А вчера я был на вечеринке в Papa Joy's на Таганке, но недолго -- всего час. Представил, как бы выглядел этот текст, если бы я писал "схожу сегодня в качалку недалеко от дома, вчера буквально час бегал трусцой на Таганке, а в воскресенье пойду на тренажёры на Курской". Нет уж, я буду ходить на вечеринки! Вот тут я "в тренажёрном зале" в прошлую среду (да, тоже забежал туда буквально на час -- это на Баррикадной -- а там случился фотограф):
Вот, семажик показывает, что в посте 10.3Кзнаков. Многабукофф. Мало кто прочтёт.
UPDATE: обсуждение ВКонтакте --
https://vk.com/wall2449939_1955 (и там фантастическая музыка инструментального хип-хопа, трип-хопа и jazz-hop).
Обсуждение в фейсбуке --
https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10214215260069498