Мне особенно нравится, что настоящие роботакси (без водителя-дублёра) приходят не под звуки фанфар, а буднично:
https://www.bloomberg.com/news/articles/2018-11-13/waymo-to-start-first-driverless-car-service-next-month. Первая лицензия (для Waymo) для полностью безлюдных автомобилей в Калифорнии уже выдана (
https://medium.com/waymo/a-green-light-for-waymos-driverless-testing-in-california-a87ec336d657), а в декабре начинают возить по ценам, конкурирующим с Uber и Lyft. Сейчас у Waymo 600 роботакси, в которых присутствуют водители-дублёры, и поездки делаются в порядке эксперимента. Но для этой новой уже коммерческой, а не экспериментальной службы роботакси уже закуплены 62тыс. автомобилей-гибридов и 20тыс. электромобилей (подробней об этих сделках --
https://venturebeat.com/2018/10/30/waymo-becomes-the-first-company-to-obtain-a-fully-driverless-car-permit-in-california/). А ещё оказывается, что водитель-дублёр только повышает опасность беспилотника --
https://medium.com/waymo/the-very-human-challenge-of-safe-driving-58c4d2b4e8ee. И любые шаги в беспилотную сторону только повышают безопасность (травм становится меньше на 60%, как показал эксперимент Intel с автобусами в Лондоне) --
https://venturebeat.com/2018/11/14/intel-claims-its-mobileye-driver-assistance-system-cut-bus-accidents-by-29-in-london-trial/ Элон Маск тем временем продолжает утверждать, что в области беспилотников именно его автомобили впереди всех (
https://www.recode.net/2018/11/2/18053428/recode-decode-full-podcast-transcript-elon-musk-tesla-spacex-boring-company-kara-swisher). Хотя они и не роботакси, а просто личные машины. Но когда он за ночь обновит софт Tesla для вождения на уровне 4/5, то это затронет десятки тысяч электромобилей сразу.
И это не единственные компании, участвующие даже не в гонке, а планомерном выходе на рынок новой технологии безлюдного вождения --
https://www.bloomberg.com/news/features/2018-05-07/who-s-winning-the-self-driving-car-race (это ещё майский обзор, там и про экономику тоже замечания). Технологии, которая не только поменяет жизнь существенно, но и поменяет взгляды на жизнь. Фотографии без фотографов, машинопись без машинисток, поездки без водителей. И так далее по всему списку. Шутку про "испугались, кожаные мешки?" я опущу. Бояться тут нечего, нужно радоваться. Будет не рабочая пятидневка, а четырёхдневка (или фрилансовый её аналог -- "неполная занятость, но каждый день", или просто "не каждый день"), только и всего.
Фронтир системной инженерии -- это именно автомобили без водителя. И только во вторую очередь повторноиспользуемые космические ракеты и обеспечиваемый ими мировой интернет с низкой латентностью. А там и авиация на подходе (в пассажирскую роботов пока не пустят, но в грузовую -- всё уже в разработке --
https://www.bloomberg.com/news/articles/2018-10-10/will-you-fly-when-your-pilot-is-a-robot).
Дальше можно делать ставки: когда можно будет заказать поездку на роботакси в Москве? Через год? Через два? Через три?
UPDATE: дискуссия в фейсбуке --
https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10214188336676430