Польза системного мышления: вход и выход, план и факт.

Mar 21, 2018 23:50

При обучении обещаемое и реально получаемое обычно кардинально различаются. На обучение слепому десятипальцевому метододу печати затаскивают, обещая в разы увеличить скорость печати. Это "план". "Факт" же в том, что после курса при печати освобождается мозг, а скорость оказывается абсолютно неважной характеристикой. Про "освобождение мозга" объяснить невозможно, пока это не ощутишь сам. "Освобождение мозга" я ни разу не видел в числе аргументов в пользу освоения слепой десятипальцевой печати.

В системном мышлении я полтора года назад собирал аргументы по "затаскиванию на курс", обещаемый "план", типовые объяснялки (https://ailev.livejournal.com/1315490.html, и там ещё много добавлений комментах):
-- уместить компактно в голове весь проект целиком, не терять важных деталей (это моё стандартное объяснение для студентов: что они получат в результате курса)
-- возможность работать с той же скоростью с более сложными проектами, и работать более быстро с проектами той же сложности за счёт ускорения мышления (это стандартное объяснение Школы системного менеджмента)
-- системное мышление позволяет победить сложность: что раньше было недоступно по причине сложности, становится доступным (замечу, что это немного другой аргумент, нежели из предыдущего пункта: речь идёт не об ускорении, а о преодолении барьера)
-- позволяет собрать общую картину мира из имеющихся в голове её обрывков
-- позволяет договариваться с самыми разными людьми, отличная основа для продуктивной коммуникации
-- позволяет договориться инженерам и менеджерам, ибо в лежит в основе как системной инженерии, так и системного менеджмента
-- позволяет стать системным мыслителем, это трудно, но возможно, и это очень круто (удивительно, но некоторых людей убеждает именно такой аргумент)
-- это как высшая математика для инженеров, используется всё время, только оно для менеджеров (что неправда, ибо инженеры используют это мышление явно не реже менеджеров)

С тех пор появилось множество отзывов, где прошедшие курс люди (обычно ещё не достигшие беглости в этом мышлении, но всё же) пытаются выразить эффект своими словами: в курсере в двух местах -- https://www.coursera.org/learn/system-thinking, https://www.coursera.org/learn/system-thinking/discussions/weeks/8, Школе -- http://system-school.ru/testimonial_entries/otzv-o-meropriyatiyah/ (там длинные отзывы, но их сразу не видно, нужно кликать read more на каждом), просто отдельные отклики в соцсетях -- https://www.facebook.com/liya.sultanova/posts/1619934991453938 (я их не собирал специально, хотя и зря. Эта ссылка просто на последний из опубликованных мне известных). И ещё часть в личных сообщениях и чатах.

Аргументы (вернее, не аргументы, а свидетельствования) "факта" совсем другие -- и, как и всегда в подобном случае, они выглядят более бледно и непонятно. Типа того же "освобождения мозга" от слепой печати, ради которого на курс не пойдёшь. Вот ключевые фразы, с минимальными правками:
-- Превосходный способ взглянуть на свою собственную профессиональную работу, четче понять свое место в ней, обозначить пути развития себя как профессионала и даже как личности.
-- Для тех, кто хочет сделать что-то большое и сложное, но не знает с чего начать.
-- помогает научиться наиболее современному способу думать о созданных или создаваемых людьми системах, причем не обязательно технических. Начинаешь по новому смотреть на привычное рабочее окружение, обращать внимание на вещи, которым раньше не придавал значения. На мой взгляд курс обязателен к изучению всеми, кто хочет что-нибудь создавать, от космических кораблей до театральных постановок.
-- помогает принимать решения в реальных ситуациях в проектах
-- смочь "увидеть" свою целевую систему в "коктейле" всех систем
-- расширение границ управляемой сложности того, что может находится под управлением человека. Расширение границ как по параметру управляемости, так и по параметру сложности.
-- понимание "как делаются вещи". Как происходят работы в современных проектах, о чем нужно думать, чтобы организовать деятельность так, чтобы результат получился с высокой вероятностью.
-- Довольно годный чек-лист и набор мыслительных подходов для реализации больших проектов и выживания на них.
-- цельный и эффективный подход к созданию сложных систем
-- лучше понимаешь существо проблем, с которыми приходится иметь дело.
-- самым большим инсайтом было различение обеспечивающей и целевой систем. После этого очень много проблем перешло в разряд задач, которые просто надо сделать.
-- ментальная модель минимизировать мышление и набор инструментов для действий в любой ситуации
-- за небольшое время сориентироваться в проекте
-- отличный инструмент для размышления о сложных многоуровневых проблемах.
-- легко раскладывать в реальном времени сложные задачки на простые
-- понять, как, какие и кому задавать вопросы, в том числе самому себе
-- посмотреть на свою работу и работу других под несколько иным взглядом: не «как бы сделал я», а «как бы всем вместе сделать правильно».
-- взгляд «через системы» сильно улучшает жизнь без оговорок
-- все то, что я делаю каждый день, можно положить на отличную научную базу и не изобретать каждый раз велосипед заново
-- прекрасен для самодиагностики, упорядочивания, гармонизации процессов.

Увы, большинство этих отзывов сводятся к попытке самыми общими словами высказать непередаваемое (то самое "освобождает мозг при печати", только тут это "помогает принимать решения в реальных ситуациях и проектах" или "сильно улучшает жизнь без оговорок" -- непонятно и подозрительно, ради такого на курс не пойдёшь и 200 задач решать не станешь).

В отзывах, которые давали в личных разговорах, мне больше всего запомнился повтор достижения "я у себя на работе со всеми договорился!", "со мной начали с удовольствием разговаривать даже те, с кем и поговорить-то не удавалось" -- коммуникативный результат оказался для большинства выпускников неожиданным и самым приятным.

Из всех этих "выходных отзывов" можно вытащить буквально несколько новых "входных аргументов" в надежде, что они потом оправдают ожидания:
-- позволяет лучше сделать самодиагностику и спланировать своё развитие профессиональное и даже личное
-- позволяет выбрать, с чего начать действовать в ситуациях высокой неопределённости
-- даёт понимание как организовать деятельность, чтобы получать результаты с высокой степенью вероятности
-- даёт умение раскладывать сложные задачи на простые в реальном времени
-- заставляет посмотреть на свою работу и работу других под взглядом не «как бы сделал я», а «как бы всем вместе сделать правильно».

Я знаю, что мои посты, курс в coursera и даже книжку прочли довольно много народу, только на очных курсах у меня проучилось несколько сотен человек. Кое-что из материала наверняка ими было использовано на практике, в чём-то даже ими была достигнута некоторая беглость. Я знаю, что многие из них прочтут сейчас эти строки. Не поленитесь, киньте, плиз, сюда комментом:
а) на какой рекламный входной аргумент вы повелись, какой был "план", когда начали изучать системное мышление?
б) а какой из этого получилась выходная правда жизни, какой вышел "факт", как вы сейчас сами понимаете его пользу?

UPDATE: Обсуждение в фейсбуке -- https://www.facebook.com/groups/771940449578453/permalink/1424042477701577/, https://www.facebook.com/yehor.churilov/posts/2015878175302280, https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10212586706276671

UPDATE: ещё входные аргументы и выходные констатации из комментов

Входные:
-- просто о сложном
-- собрать воедино управление организацией развитие продукта и бизнеса
-- сильные идеи, которые компактно позволяют изложить знание

Выходные:
-- сумел вывалиться из колеи и осмотреться по сторонам
-- новый способ думать обо всём, вытаскивая неожиданное понимание довольно расплывчатых и смутных концепций
-- рассмотрение с разных точек зрения полезно и приносит неожиданности
-- проще структурировать сложные задачки: становятся очевидными хорошие решения
-- системное мышление позволяет прогнозировать успешность системы при разных условиях

UPDATE: аналогичное сравнение по системному лидерству -- https://sdu2020.blogspot.ru/2018/03/blog-post_8.html
Previous post Next post
Up