Антиисторичность в преподавании

Jan 27, 2018 20:32

Мне не нравится "исторический подход" в преподавании какой-то дисциплины, когда вся история начинается от каких-нибудь древних греков-философов, а потом не спеша рассказывается блуждание человеческой мысли вплоть до сегодняшнего времени. Особо меня всегда возмущало, что сторонники этого подхода приговаривают, что "только так, и никак иначе". Мне же ( Read more... )

Leave a comment

elatus January 27 2018, 19:24:39 UTC
Философия имеет особое отношение к способу возникновения и существования человеческого феномена, поскольку он зависит от самосозидания. А история - это зафиксированные события актов самосозидания некоего существа, которое природой не рождается, которого не существовало бы независимо от работы самосозидания. Природой рождается некоторый биологический материал возможных человеческих событий и состояний, но это только биологический материал. За пребыванием и длением человека во времени, тем более во времени истории, стоит постоянно возобновляющаяся работа, или усилие, со стороны человека.
Можно сказать так: человек есть в той мере, в какой он хочет быть. Например, если мы примем то, что я сказал, то мы сможем избежать одной ловушки, в которую очень часто попадают историки и философы. (Рассуждая о ней, мы возьмем это как некое пропедевтическое правило нашего восприятия образцов философий в истории философии.) Ловушка такая: находясь на довольно высокой ступени развития науки, логического мышления, то есть некоторых представлений о мире (мы живем в рамках довольно сложной системы представлений о мире, о космосе, о Вселенной, об устройстве материи, атомов), мы склонны всю историю рассматривать как некое движение в русле представлений о мире и в этом смысле считаем, что у нас развитые, высокие и глубокие представления, а у древних они были детскими, примитивными, недоразвитыми именно в качестве представлений о мире. И в смысле оценки их мысли мы сопоставляем, к примеру, то, что Демокрит или Декарт думали о мире (берем это представление о мире и сравниваем), с тем, что мы знаем о мире, и так оцениваем записанный текст. Но ведь в расстановке предупредительных знаков я фактически высказал мысль, позволяющую нам рассматривать что-то в истории мысли не путем рассмотрения этого как представления о мире.
Из того, что я говорил, вытекает, что мы должны взять другую сторону, которую условно назовем конструктивной стороной текста: быть может, мы должны рассматривать текст не как систему записанных представлений, а как следы работы самосозидания человека, иными словами, брать уже не содержание представлений, сопоставляя их с тем, что мы знаем о мире, а рассматривать текст как следы <...>1 или как способ определенной работы, имеющей отношение к тому, что философия - элемент созидания человеком самого себя. Значит, эти тексты не есть просто представления о мире, но имеют конструктивную сторону, относящуюся к постоянному созиданию человеком самого себя: они (тексты) конструктивны, поскольку относятся к какому-то усилию; то, что я назвал «желанием быть», постоянно должно повторяться и возобновляться в каждом человеческом существе.

И следовательно, эти тексты нам родственны по усилию, а не по содержанию представлений, в них содержащихся. Скажем, содержание представлений Фалеса, Анаксимена, Анаксагора о мире действительно чуждо нам в качестве только содержания представлений, а вот со стороны возобновляющегося усилия в каждом человеке (иначе мир вокруг тебя разваливается) они нам близки и являются той вечной современностью, о которой я говорил в связи со странным парадоксом жизни, которая вечна, если пребыла хоть один раз.

Мераб Мамардашвили "Лекции по античной философии" М., 2009 с. 12-13

Reply

ailev January 27 2018, 19:52:11 UTC
Ох, как это напоминает рассуждения про "Капитал" Маркса, что он важен не столько своим содержанием, сколько методом, которым он был написан ;-)

И что толку? Много-много крови, несмотря на важность метода. И метод оказался не ахти, и результат метода, и результат приложения метода. Это не повод изучать эти марксистские книжки сейчас, "для историчности метода". А уж к истории логики и онтологии это тоже всё относится. К чёрту средневековую метафизику, есть уже и получше сегодня идеи насчёт онтологической работы.

Reply

elatus January 27 2018, 19:57:48 UTC
Прежде чем объяснять небесную механику надо чтобы
человек поднял голову к небу.

Не важно насколько глубоко Анаксимен разбирался в фотосинтезе,
главное что он почувствовал гармонию и связь всего живого.

Reply

ailev January 27 2018, 20:29:40 UTC
Тёплый ламповый Анаксимен, ага. А мой вьюнош поиграл в какой-то космический симулятор, и не озаботившись Анаксименом поднял голову к небу, заинтересовался в том числе и терраформированием, и что-то даже начал понимать про небесную механику. Холодные транзисторы, злобные и очень эффективные.

Reply

elatus January 27 2018, 20:43:55 UTC
По вашему "теплые ламповые книжки" не нужны?
Толстой, там, или Достоевский?
Ваш вьюнош Уходящих из Омеласа читал?

Reply

ailev January 27 2018, 21:17:52 UTC
Переключение темы с истории на литературу детектед. Вам в эту ветку: https://ailev.livejournal.com/1400760.html

Reply

elatus January 27 2018, 21:22:48 UTC
Вы даже не заметили что разговор был начат о философии...
"Философия имеет особое отношение к способу возникновения и существования человеческого феномена, поскольку он зависит от самосозидания."

Reply

ailev January 27 2018, 21:31:48 UTC
Так для меня литература и философия это одно и то же, но вы просто как-то из философии попали в художественную литературу в вашей реплике. Не случайно, ох, не случайно. Я про это много раз писал, например вот: http://ailev.livejournal.com/1286824.html, или вот: http://ailev.livejournal.com/1294709.html (и там ещё много такого было).

Философы пишут художественную литературу, писатели пишут философскую литературу, это всё одно )))

Reply

elatus January 27 2018, 21:39:09 UTC
так нужна литература/философия или нет?

Reply

ailev January 27 2018, 22:01:22 UTC
Мне и сальса нужна. Но не для того, чтобы породить какое-нибудь особо крутое системное мышление или родить научную идею в области deep learning, или дать совет по системному менеджменту какому-нибудь холдингу. Вот я и фантастическую книжку могу почитать в охотку, как на занятие сальсой. И поиграть на пианино, и прочесть философский труд. Почему бы и нет. Главное, чётко понимать, что это развлекалово, культура, ничего тут сакрального или фундаментального, или необходимого для "настоящего творчества" или получением Нобелевской премии или премии за высшие инженерные достижения нет. Хотя у людей из сальсы тоже есть свои премии, и их тоже можно считать вкладом в цивилизацию ;-)

Reply

ext_4420207 January 28 2018, 18:44:12 UTC
Я правильно интерпретирую ваши слова, если скажу, что вы пытаетесь скорее отмежеваться от философии, чем заявляете о бесполезности этой ветви человеческого знания в целом?

Reply

ailev January 28 2018, 19:15:06 UTC
Конечно! Я ж приверженец теории субъективной полезности: если кто-то считает, что нужно вместо создания роботакси писать научно-фантастический роман про роботакси, то вперёд! Индустрия компьютерных игр это тоже ведь industry, "промышленность". Вот и философия у меня так же, кусок шоу-бизнеса, торговля блёстками. Это для кого-то важно и нужно. Я вот кизомбу танцую, и даже от неё не отмежовываюсь. А от философии отмежовываюсь. Забавно, да? Вот такой я противоречивый.

Reply

vg_gumennyy January 27 2018, 21:28:00 UTC
Не следует путать:
1) Философию-1 как картины мира ведущих ученых, специалистов, и
2) Философию-2 как историю философии, как воспроизведение устаревших картин мира (с предыдущих этапов развития).

Философия-1 - это инструмент получения качественного скачка, новых научных направлений.
Философия-2 - это «запопугаивание» терминов и регрессия к предыдущим стадиям развития. А точнее - к ранним (непроработанным) этапам развития науки. Где ещё нет отработанных методов, средств проверки, зато можно заниматься непроверяемыми спекуляциями - достаточно удобная ниша, не так ли?

Например, Огюст Конт считал, что философия еще НЕ преодолела первых двух стадий развития научных представлений: http://vikent.ru/enc/321/

Reply

elatus January 27 2018, 21:33:17 UTC
опять же речь идет не о картинах мира мыслителей прошлого,
а о том ЧТО сделало их мыслителями

Reply

ailev January 27 2018, 22:01:54 UTC
А разное их сделало мыслителями. В последнюю очередь -- изучение истории.

Reply

ailev January 27 2018, 21:57:27 UTC
Вот когда говорим о современных картинах мира -- давайте говорить сразу об онтологии и эпистемологии, и обсуждать тамошние модели в спектре от коннективистских интуитивных до формальных дискретных/символистских, объединяя их общим вероятностным представлением. А там и про речевые акты поговорим, и про агентов -- это всё про онтологию. Главное, без размахивания руками, а с моделером в зубах. Нормальный такой разговор. И науку будем брать по Jaynes, который про логику науки: http://ailev.livejournal.com/1311261.html

Ровно этому в новом курсе и учим, как строить, уточнять и коммуницировать картины мира -- но без всех этих толстых художественных книжек и исторических реминесценций. Толстое практическое знание, тренинг на решении преподавательских задач, рабочие сессии на решении рабочих проблем. Дополнительный бенефит -- более быстрое и надёжное освоение более прикладного знания.

Ценностью тут является моделирование: как изо всего бла-бла-бла, которое тьма народа за последние сто лет написала про "науку" и "научные представления" взять минимум (минимум! только то, без чего совсем нельзя!), который даст максимум практичности -- только самое важное. Модель, а не просто кусок всего этого обширнейшего знания, наваянного самыми разными людьми. Задача оптимизационная: нужно сделать полезную модель.

А философы и желающие учиться философии пусть развлекаются. Поглядим на их практические результаты. Они, конечно, будут -- у некоторых особо гениальных. А нам нужно на потоке без особой гениальности всех обучать, чтобы у всех результаты были, а времени на обучение по возможности было ноль затрачено. Часы, а не годы.

Reply


Leave a comment

Up