Два дня решали задачи с группой из десяти красноярских тьюторов (это некоторый "инженерный актив", как-то аффилированный с СФУ -- те, кто там преподаёт, защищается, исследует и т.д.). На экран выводили задачу вместе с ответами, и дальше просили объяснить -- в чём неправильность ответов неправильных, и в чём правильность ответов правильных. Это много, много более жёсткая процедура, чем просто ответы на вопросы (см., в частности,
http://ailev.livejournal.com/1284158.html -- "пониманию учить вдвое больше, чем просто навыку"). Изменения в восприятии материала курса системного мышления после решения задач -- драматические, овчинка абсолютно стоит выделки.
Средний темп по нескольким замерам оказался 10 задач в час. У нас около 200 задач, что требует примерно 20 часов. Это как-то соответствует нашим оценкам. Вопрос только, где брать это время (это получилось время не только студентов, но и преподавателя. А время преподавателя получить ещё труднее, чем время студента).
Завтра буду решать эти же задачи со студентами. Это начинается второй семестр с межвузовской магистратурой (МФТИ, МИФИ, МИСиС) в Москве.
По искусственному интеллекту я читаю новости, и у меня глаза лезут на лоб. Вот, полюбуйтесь (
https://arnabgho.github.io/Contextual-RNN-GAN/):
В этой задачке сетке давалась последовательность входных картинок и её просили нарисовать продолжение ряда. Рисунок попиксельный, отсюда и "мазня". Но мазня-мазнёй, а такие задачки нейронная сетка решает лучше, чем десятиклассник, хотя и хуже чем студент. По всему выходит, что любую отдельную задачу, которую решает восьмиклассник-десятиклассник, машинным обучением сегодня можно на троечку, но решать (если только это не задача "решать одной программой все и любые задачи, которые мог бы решить восьмиклассник", то есть просто один тип задач, а не "все возможные типы" -- мы ж тут не про GAI говорим, не про сильный искусственный интеллект).
Мы тихонько разговариваем сейчас по полдня с разными людьми про искусственный интеллект. На нас уже не смотрят как на полных идиотов, рассказывающих сказки "про будущее". Но тонкую грань между исследованиями и получением коммерческих результатов "надёжно, в срок и в бюджет" в этой новой предметной области пока мало кто понимает.
ЗФТШ МФТИ для восьмого класса -- это 5 годовых заданий. Первое задание было отправлено вчера, формально это последний день. Отправка сегодня означала бы автоматический вылет из школы -- но это не помешало тянуть до последнего. В отправке 22 задачи по математики (на них было потрачено воскресенье) и 14 задач по физике (на них было потрачено два будних пол-дня). Итог: отрок стал каким-то монстром, такой производительности от него никогда не удавалось добиться. В любом случае, эта ЗФТШ на поверку оказалась 2 полными днями на одну отсылку, т.е. 10 дней на все отсылки, примерно 180 задач. Что-то типа летнего десятидневного лагеря, растянутого на календарные полгода. Не так много и не так страшно.
С МФТИ у отрока это ещё не вся история. В этом году в здании на Климентовском впервые в полную силу заработала школа "Потенциал". После экзаменов в сентябре отрок был принят в олимпиадную школу по физике (понедельник и четверг). Там тоже выдают домашние задания, но не задачи, а "проблемы", чтобы ломать над ними голову. Посмотрим, сколько будет уходить времени на это. А ещё жена записала его туда же на платные курсы по алгебре-геометрии-логике (тайком от меня, и я немного шумел сегодня по этому поводу -- это ж полный overkill, никакого же запаса свободного времени, никакого времени на домашние задания в лицее, куча отрицательных последствий, да и в математике ему IMHO не так уж эти курсы нужны). К моему удивлению, отрок пришёл оттуда абсолютно радостный и очень довольный. Почему-то вспомнился анекдот про визиря и евнуха: "это для тебя работа, а для меня -- удовольствие". Так что все эти школы нужно не по линии предметной подготовки списывать, похоже, а по линии социальной жизни. Ах, ещё ж "Автоматика" по субботам.
Итого: понедельник, четверг, пятница, суббота по вечерам заняты кружковой жизнью, плюс два полных дня в месяц уйдут на ЗФТШ. Драмкружок, кружок по фото, а ещё мне петь охота, за кружок по рисованью тоже все голосовали. Контраргумент у жены только один: что если не такой режим, то всё время так или иначе уйдёт в стрелялки и просмотр низкопробных мультфильмов. И что она жила где-то в таком режиме в восьмом классе. Ну, я тоже жил в таком мультикружковом режиме, да ещё ухитрялся много в старших классах гулять во дворе.
В моей собственной кружковой социальной жизни пока нет времени даже для кизомбы, я регулярно из-за вечерних встреч или дел пропускаю занятия. Но успехи какие-то есть: через полтора месяца с начала занятий мне сказали, что я танцую примерно как полугодичные ученики.
Познакомился с новой технологией преподавания танцев: разбирается какая-то более-менее сложная связка, за два часа с ней группа начинает справляться. После этого преподаватели командуют вытащить телефоны, танцуют эту связку для видеозаписи -- и всё, к этой связке никогда больше не возвращаются. Желающий достают потом "документацию" на телефонах и вспоминают эту связку дома или на вечеринках. А на занятиях -- вперёд, вперёд, вперёд, каждый день что-то новое, никакого повторения.