Мелкая моторика и интеллект

Sep 02, 2016 20:08

А накидайте мне, пожалуйста, сюда ссылок на тему почему и какая именно моторика улучшают и какую именно когницию. Это нужно для отнесения к легендам типа "прописи ручкой с нажимным пером и чернилами из чернильницы, чтобы рука расслаблялась регулярно при макании в первом классе и черчение настоящим циркулем в восьмом классе через мелкую моторику ( Read more... )

Leave a comment

Comments 85

deep_econom September 2 2016, 17:44:46 UTC
Дык вам же рекомендовали умную аудиторию. )) Хорошо, что вышли на проблему, не проигнорировали.
Аргументы общего характера.
1. Большая часть коры отвечает за моторику ладони. Развивая моторику, развиваем мозг.
2. Человек не комп, а животное, для человека движение весьма важно в связи с эволюцией.

Reply

ailev September 2 2016, 18:32:12 UTC
Мне нравится, как вы точно отвечаете на мой вопрос "Можно ссылочки на какие-то исследования (а не пересказы исследований?)". Я думаю, у вас наверняка найдётся ещё много других разных гипотез, которые можно подтвердить или опровергнуть исследованиями, когда кто-нибудь озаботится исследованиями, а не генерацией идей для них или повторением каких-то расхожих мыслештампов.

Reply

deep_econom September 2 2016, 19:09:28 UTC
Мне интересна данная тема, но не настолько, чтобы подыскать ссылки и ответить более аргументированно и развернуто.

Reply

p2004r September 3 2016, 06:31:47 UTC
https://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/methodology/12856.html

вот тут масса фамилий и конкретных работ в которых тоже есть фамилии и конкретные работы.

Основной тезис "развитие речи зависит от развития мелкой моторики". Речь это важный компонент интеллекта?

Reply


smogendr September 2 2016, 18:51:45 UTC
Сдается мне, что "мелкая моторика" стала жупелом по одной простой причине - ее отсутствие легко заметить, также легко заставить выполнить и еще проще проверить результат. И никакие ссылочки фанатизма не убавят, потому что альтернатив сопоставимых нет. Разве что в подполье заставят уйти, но почему бы не захотеть бОльшего?!

По сути - в комплекте к ней идет быстрая и очевидная обратная связь. И если разработать столь же очевидные критерии для других развивающих практик (с помощью ВР например), то фанатиков мелко моторики поуменьшится.

Reply

ailev September 2 2016, 19:05:59 UTC
Мой тезис в том, что мелкая моторика развивает мелкую моторику, а всё остальное -- в разы и разы меньше, чем непосредственное развитие. То есть написание прописей развивает именно почерк, а всё остальное развивает в пренебрежимо малой степени.

Reply

1500py470 September 2 2016, 19:43:37 UTC
Развивает не пропись а постоновка руки, нужно научить писать не просто букву или палочку, а уметь повторять их с заданым наклоном, или вписать текст в лошадку или рыбку, при этом держать ручку с постоянным наклоном. У нас не кушают палочками, и по этой причине двухруких людей которые не напрягаясь могут кушать сухой рис или завернуть одной рукой несколько разных компонентов в блинчик у нас нет. И да не важно как он постигает свой путь - смотрит с интервалом раз в год на одно упражнение с каллиграфией, эскиз домика или спаяную конструкцию. Тут важно не брасать с тетрадкой и требованием повторить тысячу раз букву, а работа с учителем. В Японии эту проблемму решают с помощью графических планшетов и программы тренажёра. И кстати ребёнок с зачатками общения и ума передаст свою пропись кому-нибудь другому, я в первом классе заполнял только первую букву или две в строчке, и предоставлял возможность дописать строки до конца своей соседке.

Reply

ailev September 2 2016, 19:50:38 UTC
Это ведь флуд? Я просил ссылок на исследования, оригиналы. А вы выдвигаете гипотезы. У меня своих гипотез хватает, что тут происходит, и почему. Опять же, ваши гипотезы повторяют то, что тут уже обсуждалось неоднократно.

Ссылки на бочку, плиз. Какие-нибудь замеры, объяснения результатов, лучше бы на английском.

Reply


vaf September 2 2016, 19:34:12 UTC
Когда мы говорим об использовании этих разработок, ирония заключается в том, что сотни лет педагоги знали, что детский мозг следует формировать с помощью упражнений нарастающей сложности, что усиливает функции мозга. На протяжении XIX века и в начале XX классическое образование включало в себя механическое запоминание длинных стихов на иностранных языках, которое укрепляло слуховую словесную память. Оно предполагало и почти фанатичное внимание к почерку, что, возможно, помогало совершенствованию моторных навыков письма, и заодно повышало скорость и беглость речи. Школы нередко уделяли значительное внимание правильной дикции и совершенствованию произношения слов. <...> для многих учеников эти упражнения были единственной возможностью систематически тренировать функции мозга, от которых зависит скорость распознавания слов и их понимание.

Цитата из "Пластичность мозга"

Reply

ailev September 2 2016, 19:45:18 UTC
Вот мне тоже кажется, что все эти рассуждения про моторику идут от времён, когда никакого понимания механизмов (детального устройства) пластичности мозга не было ещё. Поэтому ловились какие-то дикие корреляции и делались дикие выводы. Никаких цифр, "наблюдения" и потом цитирование этих "наблюдений" десятилетиями, в отрыве от контекста, в котором эти наблюдения были сделаны.

Reply


dborisog September 2 2016, 20:16:53 UTC
Мне по душе теория множественных интеллектов Говарда Гарднера.
http://coced.livejournal.com/224123.html Работ по валидации теории количественными методами исследования не встречал, специально не искал, поэтому назвать не могу. Завтра полистаю хрестоматию по психологии мышления, но книга десятилетней давности и больше представляет советские работы. Игорь Леонардович Викентьев на психологов ругается, но может быть этот вопрос затрагивал на своём сайте http://vikent.ru/

Перебирая особенности интеллектов и занимаясь рефлексией, я выделил телесно-кинестетически, внутриличностный и естествознательный интеллекты. За собой отметил, что если надо подумать на новую тему, то мне стоит прогуляться, а потом, разувшись и стоя несколько часов провести перед маркерной доской -- так думается легче, что я связываю с развитым телесно-кинестетическим интеллектом.

Reply

ailev September 2 2016, 21:22:22 UTC
И всё это, замечу никакого отношения именно к мелкой моторике и её развитию путём прописей и использования циркуля не имеет. Я ж не отрицаю телесности, embodied intelligence, embodied cognition. Я отрицаю мифы о мелкой моторике и её роли в образовании для всех возрастов и всех предметов.

Reply

1500py470 September 2 2016, 22:12:27 UTC
И для ремёсел и промышленного производства?! Для учителя риссования или учителя начальных классов?

Reply

dborisog September 3 2016, 05:26:36 UTC
Для маркерной доски приобрёл маркеры, оставляющие тонкий след. На флипчартах пишу ручками, размер шрифта немного больше используемого в обычном шрифте. Такая работа использует телесные ощущения, крупную и мелкую моторику, -- из-за последней и упомянул. Ровные строчки, разборчивый почерк, ровные линии у рисунков способствуют более простому пониманию контента, который находится на большой поверхности ( ... )

Reply


az_from_belarus September 2 2016, 20:32:05 UTC
Для сомелье мелкая моторика ненужна.

Reply

ailev September 2 2016, 21:29:50 UTC
Отнюдь. Вот в фейсбуке было как раз у Шперха в треде по моему посту о черчении в школе, от Сергея Тырновского (в https://www.facebook.com/shperk/posts/10157330681710153): "Классика, где эта самая мелкая моторика в лучшем виде: "Алексей. Ты, Никол, на водку-то не налегай. Николка. Слушаю, господин полковник! Я - белого вина. Лариосик. Как это вы ловко ее опрокидываете, Виктор Викторович. Мышлаевский. Достигается упражнением". ))"

Reply

az_from_belarus September 3 2016, 07:38:13 UTC
Ах, да... А если призадуматься, то для красивого и уверенного движения запускающего напиток в движение вокруг стенок посудины - моторика нужна весьма развитая ( ... )

Reply

az_from_belarus September 3 2016, 07:45:07 UTC
П.С. По поводу обратной зависимости сообразительности и идеальности почерка.
В контексте вышесказанного это хорошо объяснимо. Правильной постановкой почерка у нас уже не занимаются уже хрен знает с каких пор. А сообразительные, и, как правило, образованные люди свой неправильно выработанный в школе почерк уродуют необходимостью делать довольно стремительные записи при дальнейшем обучении и работе. С другой стороны где-то встречал замечание (отосящееся где-то к 60-м годам), что немецкая школа обеспечивало то, что почерки немцев почти неразличимы - все пишут практически одинаково. Не будем обвинять немцев в недостатке сообразительных людей.

Reply


Leave a comment

Up