У кого детки поменьше, а именно шестилетки, есть новости по дошкольной алгоритмике -- продолжает активно развиваться ПиктоМир --
http://www.piktomir.ru/. Кроме новой онлайн версии с изменённым сценарием (
https://piktomir.niisi.ru/online/ -- осторожно, музыка!) пошли эксперименты с реальным роботом.
Вот на видео два робота-Вертуна - один на экране, другой на ковриках на полу выполняют одну и ту же программу:
https://youtu.be/V_xMp6VtXno С этим набором предлагается такое сочетание активностей для шестилеток:
-- собрать поле из ковриков на полу, собрать поле из ковриков на экране. Это интересно и без всякого робота и программирования. Особенно, если работают пары, причем в двух направлениях: "реал -> виртуал" и "виртуал -> реал", то есть один ребенок собирает реальное поле - другой после этого собирает глядя на него виртуальное и наоборот.
-- управлять виртуальным Вертуном с пульта, управлять реальным Вертуном с пульта.
-- отладить программу для виртуального на экране, выполнить программу для реального Вертуна на полу.
Как пишет А.Кушниренко: В современном мире важно понимать, что не только виртуальное может моделировать реальное, но и наоборот: деревянная линейка моделирует эвклидовский отрезок и ОТК следит за тем, что моделирование было качественным. Аналогично, глядя на простого виртуального Вертуна, который предсказуем и прост в управлении, инженеры ломают голову
воспроизводством его поведения в реальном мире и конструируют сложного реального Вертуна, моделирующего виртуального.
Когда мы обсуждали, как улучшить интерфейс Пиктомира, одна из идей была не описывать мельчайшие изменения картинки и не описывать в муках 3D-тело, а взять да и снять на видео движения модельного робота в модельном лабиринте. Потом осознали, что можно даже и со съемкой не заморачиваться со съемкой, а просто предъявить детям модельного робота и его движения в натуре. То есть назад к истокам, заменяем цифровое моделирование натурным.
Так что живой робот у нас не реальный, самостоятельный объект, а всего лишь инструмент для одного из многих способов визуализации робота виртуального (первый способ - на экране 2.5D, второй - на экране 2D, т.е. вид сверху, третий - на полу действующая модель робота), но это все тени, а реальный в смысле Платона робот по-прежнему трудится где-то далеко в космосе.
Учитель: "Мы не можем полететь в Космос и посмотреть как там работает Вертун на космодроме. Но на заводе, где делают роботов, нам сделали модель Вертуна, чтобы мы могли посмотреть, как эта модель работает у нас на полу."
Линейка на экране в "Живой геометрии" и линейка деревянная из портфеля ребенка -- лишь платоновские тени "настоящей" Евклидовской прямой; это способы дать ребенку "поиграть" с Евклидовской прямой.
Деревянная линейка на листе бумаги полезна ребенку при знакомстве с геометрией тем же, чем "деревянный" робот в пластиковом лабиринте на полу полезен при знакомстве с алгоритмикой. Программируемый "деревянный" робот, которого мы предъявим шестилеткам, не станет в нашей методике обучаемым роботом, как не станет обучаемой "деревянная" линейка в математике. Роботы становятся обучаемыми в Робототехнике, в быту, на мировом рынке в ходе развития цивилизации, а у нас в Алгоритмике вся суть робота в том, что он Исполнитель, тупой и предсказуемый и интересует нас не сам Исполнитель, а то, как с его помощью научить шестилеток-семилеток элементам алгоритмики.
Это хороший урок всем "робототехникам": если они говорят, что робототехника помогает учить физику, математику, алгоритмику и т.д., то дальше можно наткнуться именно на такое рассуждение -- несколько роботов становятся при этом тупыми Исполнителем из Комплекта Учебных Миров (КуМир), их не нужно делать, но зато они отличненько помогают учить STEM. Если же нужно учить инженерии, то тогда совсем другое дело -- но тогда уж предъявите, чему именно вы учите под названием "инженерия". Ибо слово "робототехника" сегодня мало что в плане образования означает. Как с ПиктоМиром: робот есть, а робототехники нетути!