Jun 04, 2015 01:24
Сегодня прошло последнее, восьмое занятие курса системноинженерного мышления межвузовской магистратуры кафедры технологического предпринимательства МФТИ. Суммарно это сутки общения со студентами. Удалось поставить в зачётки и ведомости три десятки (по десятибалльной системе), ещё несколько оценок пониже, а многим простановка оценки была отложена и дан дополнительный шанс. Ну, это как всегда.
С группой работают три моих ассистента, по факту оценки выставляют они, я лишь подтверждаю -- но вся процедура прозрачна, результаты работы будут доступны группе после закрытия ведомостей (до этого момента никто никому ничего не показывает, ибо передирают друг у друга не только отличные работы, но даже и едва тянущие на тройку -- умудряются что-то передирать даже с учётом того, что у всех разные проекты!). Так что все смогут убедиться в справедливости своих оценок. Ну, я сам любые сомнения решаю обычно в пользу студентов (кроме тех случаев, когда никаких сомнений в отсутствии знаний нет. Увы, такое бывает).
Сегодня, наконец, состоялась бурная дискуссия по классификации систем. Я ожидал её где-то на третьем-четвёртом занятии, но случилась она только сегодня -- пять-шесть дискутантов, наконец, освоили достаточно материала, чтобы хоть о чём-то поспорить. Всё-таки написание эссе ключевой момент, без эссе никаких знаний в голову студента не попадает. После написания эссе студенты довольно много понимают не про само системноинженерное мышление, но про свой проект и его целевую систему -- и только после этого можно указать, что в этом понимании сыграло свою роль системноинженерное мышление, и оно будет служить студенту дальше много лет (если, конечно, его продолжать упражнять). И только после этого появляется внимание к самому предмету, появляется желание ещё раз прочесть учебничек.
Несколько сложных случаев выбора целевой системы пришлось рассматривать прямо сегодня. Ошибки традиционные: путаница между определением и воплощением системы ("рецепт", "параметры" -- это ведь верное указание на определение системы, или проект нужно признать не инженерным, а исследовательским), путаница между целевой и обеспечивающей системой, целевой и использующей системой. И дело не в названиях, называть можно хоть горшком. Но если у вас времени и сил на принятие 1000 решений, и вы не определились точно с целевой системой, то вы примете по 100 решений для 10 систем -- и этого наверняка будет мало, будет 10 недоопределённых и недообсуждённых системы. Если вы сфокусировались на целевой системе и потратили всё своё время на принятие решений по поводу вашей системы и вашего проекта, то есть шанс, что вы их сделаете -- а от других (не ваших!) проектов и системы отобьётесь, хотя вас и будут пытаться ими нагрузить. Ну, и в каждый момент времени вы будете понимать, что обсуждаете: эксплуатацию или проектирование, предмет заботы вашего клиента или именно ваш предмет заботы.
Это не конец истории, в сентябре у этой группы будет курс практик моделеориентированной системной инженерии, по факту это продолжение курса системноинженерного мышления.