Был на репетиции TEDxSadovoeRing (
http://www.ted.com/tedx/events/12440), тренировался там излагать суть системного подхода за 15 минут -- отбрасывая всякие мелкие детали типа жизненного цикла и эмерджентности. Типа "чтобы научиться играть на рояле, вам нужно уметь нажимать на чёрные и белые клавиши, а время от времени давить ногой на педаль". В аннотации на сайте про меня "Economist, lawyer, politician and web figure in one", а я и не знал!
Отрок закончил летнюю физматшколу МФТИ ("Потенциал",
http://potential.org.ru/Home/leto). Вместо физики там была робототехника Lego, причём с упором на сборку-разборку роботов, а не на программирование. Так что смело можно считать, что по этой линии ничего не произошло. По математике градус крепчал день ото дня: в первые три дня там всё было легко (и мы думали, что вся эта затея с физматшколой была зря -- а это просто было повторение за пятый класс), вторые три дня уже нормально для физматшколы шестого класса, а потом задачи стали окончательно олимпиадными и прибавились в количестве. Отрок честно в классе успевал решить только половину, а вторую половину из чувства долга добивал дома. Похоже, по объему и содержанию тамошняя математика (4 часа в день пару недель) примерно соответствует годовой программе заочной физматшколы для шестого класса. Судя по набранной скорости решения задач, решить задания оставшихся 2-4 четвертей заочной школы МИФИ за 6й класс он сможет за три дня, а если не торопиться, то за шесть дней.
Тем самым вплотную стала задача выбора основного курса математики за 7 класс. Физматшкольный курс за 7 класс есть, но он даётся как дополнение к основному курсу (решение сложных задач). То есть должен быть учебник с объяснением материала за седьмой класс, и потребуется он не осенью, как мы планировали, а немедленно. Советские старые учебники за седьмой класс тут не подойдут: жена помнит, что её в физматшколе как раз переучивали после этих советских учебников, поэтому хорошо бы сразу найти правильные. По каким учебникам учат математику в седьмом классе 57 школы, седьмом классе 179 школы?
Обсуждал вчера с аспирантами МФТИ вопрос о том, как из глоссария к курсу системноинженерного мышления сделать первую версию языка системного моделирования (
http://ailev.livejournal.com/1122497.html). Сложно это всё, сложно: входной барьер в эту онтологическую и языковостроительную деятельность запретительно велик, и если не заниматься full-time небольшой командой из трёх-четырёх человек хотя бы год, то вряд ли что получится. Но заняться хочется: до сих пор нет нормального факт-ориентированного языка, на котором выражаются потребности системного архитектора (сейчас это условные SysML+AADL+Modelica+ArchiMate+Essence), а также ведётся задача поддержки справочных данных для обеспечения связности данных жизненного цикла для всех инженерных дисциплин проекта в целом -- условный ISO 15926. "Условность" тут в том, что я говорю не о самом языке, а о тех задачах, для которых он хорошо нацелен. SysML нужен для описания модульной структуры и интерфейсов, AADL хорош для описания киберфизики, Modelica для принципиальных схем и связанных с ними расчётов, ArchiMate для выражения архитектуры предпринятия, Essence для описания вида жизненного цикла (помним, что системная инженерия наполовину состоит из системноинженерного менеджмента). INCOSE медленно разворачивается в сторону MBSE, и создание подобного языка было бы весьма в русле текущего тренда.
Поеду на методологическую школу в Юрмалу в конце августа. Буду там читать доклад "Стандартизация предмета системной инженерии".
Оделся вчера по-летнему, но мёрз весь день. К вечеру уже дома догадался посмотреть на комнатный градусник: 22°C, столько у меня обычно зимой бывает. И Останкинскую башню хорошо видно, воздух чистый. Очень хорошее лето, только нужно не забывать потеплее одеваться.