Логика против истории философии -- преподавание умения рассуждать

Jun 25, 2012 18:09

Очень интересная пара выступлений про преподавание философии в ВУЗах (из плейлиста http://vic-gorbatov.livejournal.com/109573.html -- семинар "Философия в современном университете", июнь 2012):

Виктор Горбатов, "Философия modulo логика"

image Click to view



Диана Гаспарян, "Учебник будущего -- возможен ли синтез аналитической и немецко-классической традиций преподавания философии"

image Click to view



Я всё это (смесь философии с логикой, "концептуальную философию" без сугубо метафорического изложения в форме баек) именую философской логикой, хотя и знаю про логическую философию и про огромный спор, связанный с этими разными сочетаниями логики и философии. Тут ещё один докладчик (http://www.youtube.com/watch?v=OMHsMYmfUZI) формулирует результат вводного курса философии как "умение студента рассуждать" -- но для меня такая формулировка адекватна не для курса философии, а для курса логики. Но если речь идёт об "умении студента рассуждать о реальном мире" -- то это про курс философской логики. Доклад vic-gorbatov ровно необходимость преподавания философской логики и постулирует, а второй доклад пытается подсластить эту аналитико-логическую пилюлю для остальных философов (и формулируется очень забавное наблюдение, выносящее не-логические философские традиции на уровень психопрактик: "непосредственное знание" некоторых философских постулатов. Именно это "непосредственное знание" философов Кен Уилбер связывал с техническим просветлением, четко разделяя философов на тех, у кого просветление есть, и тех, у кого просветления нет. Я же хочу как-то отмежеваться от такой "философии непосредственного опыта", и поэтому предпочитаю говорить о философской логике).

Удивило отсутствие на этом семинаре эээ... пожилых преподавателей, которые в тесной круговой поруке и определяют границы внедрения высказываемых мыслей в практику. Насколько я знаю, есть суровые препятствия по реализации предлагаемых образовательных программ -- образовательная вузовская колымага катится по накатанной колее, и в области философского образования это тоже верно. Например, мои студенты в МФТИ сдавали в июне не только мне системную инженерию, но и "историю философии": ровно тот курс, который преподаватели-участники семинара "философия в современном университете" критикуют.
Previous post Next post
Up