Вчера наконец-то волей небес сходила на "Встречу с Модильяни".
Одна (и так даже лучше, впечатление от картин обволакивало, проходило внутрь меня, минуя потенциального сопровождающего, не соотносясь с его мнением, не отвлекаясь, не обсуждая).
Только я и нежные ли изгибы, энергичная ли штриховка карандашных линий, яркость ли красок и чистота цвета полотен великого Мастера, воплотившего такие разные характеры его героев (мужчин, а чаще женщин).
Восторг, которого я не ощутила даже от импрессионистов из музея Орсо. Или просто волшебство, не знаю точно. Но провела я там очень много времени, у некоторых картин больше, у некоторых - меньше. Уходить не хотелось. Очень почувствовалась его доброта и любовь к своим героям.
У Модильяни нет, кстати, натюрмортов. Говорят, пейзажей в его коллекции тоже немного (на выставке ни одного). Человек - главный объект творчества. Понимаю, сама считаю, что ничто не может быть интереснее лица человеческого, характера его или даже мимолетной эмоции.
Были и есть мастера, которые детально воспроизводили каждую бусинку с ее блеском, каждый узор ткани на одежде и т.д., конечно, они велики в своем мастерстве, и кропотливы с труде своём, за что заслуживают всяческих похвал и респектов. Но мне почему-то становится скучно от такой детализации ВСЕГО. Для меня первоочередное значение имеет лицо: жест, взгляд, морщинка, складка губ, поворот головы, наклон, прищур, блик солнца на коже... О! Этого более чем достаточно.
Возможно, я сама неправильная, но после того как нарисую лицо, голову, волосы, шею... мне становится скучно рисовать одежду, кажется, что всё главное уже есть, остальное не имеет значения, а может, я просто ленивая... Мне очень трудно заканчивать, когда требуется нарисовать ещё что-то, помимо этого, становится скучно, пропадает интерес к работе... Ну ладно, сегодня не об этом, а о "Встрече".
Сначала было как-то немного боязно идти из-за глаз-щелочек, которые часты на портретах кисти, карандаша Модильяни, думала, они будут неживыми, но оказалось, всё совсем наоборот - глаза-щелочки очень хорошо передают эмоцию, характер, настроение натуры. Новаторский, очень сильный ход: бездонность глаз, как поцелуй вечности (взгляд вовне вечной души).Очень понравились с такими глазами "Сидящая молодая женщина со сложенными руками" (которую, кстати, отдавая дань уважения гению Модильяни, включил в свою личную коллекцию Пикассо), "Мари", "Портрет Люнии Чековской", "Голубые глаза (Портрет Жанны Эбютерн)" (на выставке даже есть её фотография, очень красивая женщина, очень-очень).
Порадовали нашумевшие и, безусловно, прекрасные "Обнаженные", которых целых три на выставке, правда, глаза у них не щелочками: у двух закрыты - "Обнаженная с ожерельем (Обнаженная с закрытыми глазами)", "Лежащая обнаженная", а у одной глаза с радужками и очень томный взгляд - "Лежащая обнаженная на белой подушке".
Очень понравился "Портрет Жана Александра", на обороте которого изображен прекрасный изящный этюд обнаженного мальчика (о чем указано в ремарке к данной картине, я же вначале подумала, что это изображена девушка, очень уж красивое и нежное лицо, хотя явно неженская фигура говорит об обратном). Очень красиво. Вот, кстати, он:
А вот и оборот:
Произвели сильно впечатление и его "Кариатиды", несколько из которых были в карандашном варианте, а две в красках. Вот одна из них (то ли Черная Африка, то ли Индия, теряюсь):
Ещё был "Гермафродит, стоящий в профиль" (рисунок карандашом, кстати, из частного собрания). Вообще, немало работ было представлено частными собраниями, в том числе рисунок "Анна Ахматова, сидящая" (1911 год). Что очень радует, особенно учитывая тот факт, что рисунки, которые были подарены Модильяни самой Ахматовой (их было 16), кроме одного, все погибли в годы революции...
Ещё один рисунок очень запомнился - "Сидящая женщина со скрещенными руками", такой он мягкий, нежный, плавный, тонкий и в то же время очень выразительный.
Эх... Хочу рассказать про каждый, потому что впечталений море, но вряд ли кто осилит и этот пост.
Желаю всем удачи и побывать на выставке!
Будет возможность и время на отстаивание очереди, всенепременно ещё раз сама схожу туда!