Карлсон: называет себя «мужчиной в самом расцвете сил».
Тот же Карлсон: неоднократно проявляет себя как изрядный врун фантазёр, каждое заявление которого (тем более о самом себе) следует в лучшем случае тщательно проверять
( Read more... )
Я думаю, что это просто эффект упёртости. Кем может считать Карлсона человек, который исходно всерьёз не верит в волшебных существ? А и родители Сванте, и Фрекен Бок по факту не были готовы к реальной встрече со сказочными существами, что бы там Фрекен Бок не трепалась о привидениях, у неё всё равно по факту стоял "блок" - считать и объяснять увиденное каким-нибудь будничными вещами, что никак не противоречит её страхом перед "привидением" - люди одновременно не верят и боятся. Поэтому такие вот барьеры заставляют взрослых видеть в Карлсоне в первую очередь детскую шалость, соответственно, если Карлсон низкого роста и без бороды, лицо у него, допустим, неопределимого возраста - то взрослый что должен подумать? Что либо это тоже странный ребёнок, либо карлик. Но гораздо проще считать ребёнком, карлик - уже необычнее и проблемнее. А уж волшебное существо - тем более. Поэтому первичное восприятие подхватывает самый простой и удобный шаблон и дальше остаётся в нём - так им проще, удобней. Тем более, что по поведению Карлсон уж точно не взрослый.
Ну а то, что читатель его видит "лицом неопределённого возраста", и всяко не ровесником Сванте - вполне понятно, потому что у читателя изначально другие вводные данные, ему сразу сообщается, что Карлсон - волшебное существо. Почему это волшебное существо именно взрослое? Ну так оно не "взрослое" в полном смысле этого слова, потому что взрослость в человеческом обществе подразумевает многие моменты. Но оно явно и не ребёнок: по интонациям, поведению - оно скорее озорной волшебный карлик, опять же вне возраста. Читатель просто убирает возраст Карлсона за скобки, относясь к нему сразу как заведомо волшебному существу, а возраст волшебного существа - это такая вещь... там нет такого соответствия взрослости, как у людей, если это не оговорено специально. Короче, читатель, как по мне, не воспринимает Карлсона ни как взрослого, ни как ребёнка.
Эээ, нет. У Карлсона много неявно детского в поведении. Например, он считает самыми ценными монеты 5 эре. И я скажу, почему: у шведов пятаки в то время были самыми крупными монетами. Причем, малыш, в свои почти 8 лет уже разбирается. То есть, что касантся денег, Карлсон мыслит как ребенок лет 4-5
Я не считаю это признаком "как ребёнок", а скорее признаком именно волшебного существа, незнакомого с реалиями человеческой жизни. У него многие черты как у сказочной сороки, которая хватает всё блестящее.
Хорошо, оставим монеты. Хотя блестят ведь не только пятаки. Смотри, в начале второй книги, малыш подчёркнуто стесняется, что Карлсон играет в Красную Шапочку. Ему неловко, что Карлсон затеял такую детскую игру. Малышу примерно 8,5 лет. Тебе не кажется, что Карлсон одновременно мимикрирует под человека, с которым общается, и в то же время его пародирует?
Если это допустить. А. Э. Почитай перевод не Лунгиной, а Беляковой и Брауде. Он более точный. Так вот, если это допустить, то выходит, что Карлсон - кто-то вроде гнома или домового. Например, он зеркалит фрёкен Бок. Еще до того, как они познакомились, Карлсон уже ей хамит. Он ведет себя по отношению к ней просто по свински. Заметь: у неё не получается его выгнать или отлупить. Карлсон легко уходит от расправы и так же легко возвращается в дом, когда она его вышвыривает. Но как только фрёкен Бок становится мягче, он тут же теряет к ней интерес. То есть ему интересны либо люди злые и подлые (как преступники Филле и Рулле), либо что-то напортачившие (родители младенца Сюзанны, которые уфитилили гулять, не подумав о том, что ребенок может проснуться), либо такие как семья Малыша, где есть серьёзное взаимное недопонимание. Теоретически, Карлсон, когда выпрашивант сладкое, ведь наверняка самого Малыша пародирует. Так вот, играя в Красную шапочку, Карлсон ведь демонстрирует любимое занятие многих нерадивых детей: заняться чем угодно, лишь бы не уборкой. Кого он никогда не трогает? - маму Малыша. Все ясно: она искренне любит всех детей, наверняка любит папу, изо всех сил старается, готовит-убирает. И при этом еще находит время поговорить по душам.
Я что-то запутался - вроде ты признаёшь, что Карлсон может быть уподоблен кому-то вроде гнома, но потом всё равно утверждаешь, что он обычный воображаемый пацан.
И потом - почему это он только маму не трогает? Он и папу не трогает. Но там мне кажется, всё проще - он видит, что родители Свете - это настоящая Власть в доме. А та же фрекен Бок - это так, ходячее недоразумение. Вполне нормально, что и настоящий домовой на его месте так же относился бы - с одной стороны истинные хозяева дома, с другой - некто пришлый с заявами. Ну в общем не знаю... Мне перечитывать сейчас не хочется, так что спорить особо не буду, останемся пока при своих.
Я просто делаю выводы, что Линдгрен создаёт своего собственного персонажа. Поскольку его видят и осязают многие люди - он не просто вымышленный друг. Поскольку он явно привязан к дому, он похож на домового. Но при том при всем, он часто ведёт себя как ребёнок. Скандинавский малый народец - существа хитрые, коварные, часто злобные. И уж конечно они считают и разбираются в деньгах. Карлсон сильно отличается от них. Я почему настаиваю на томе из собрания сочинений. Там в начале рассказы. Есть некая последовательность - как Линдгрен описывает вымышленных друзей, и как потом из этого
Папу малыша потроллить сложно, потому что он редко дома. А мама часто в наличии - но Карлсон максимум ей организует дополнительную уборку. Никогда с ней не пререкается, не пытается устроить розыгрыш. Даже наоборот, если мама сердится, он старается ситуацию быстро сгладить. Плюшки и тефтельки? - да, но фрёкен Бок тоже может плюшки, однако ей прилетает будь здоров.
А вот как раз нет. Это было бы убедительно, если бы Карлсон хотел эти монеты, собирал их, требовал или клянчил от других... Но нет, наоборот: он ими расплачивается, «покупая» что-то у людей.
Разгадка не в размере, а в том, что как раз незадолго до написания повести пятиэровые монетки были выведены из обращения, перестали быть платёжным средством. То есть Карлсон ведёт себя не как маленький ребёнок, по-сорочьи хватающий самую красивую блестяшку, а как озорной тролль (в обоих смыслах), отдающий «в уплату» деньги, на которые ничего нельзя купить.
А ведь это, между прочим, как раз одна из любимых шалостей Маленького Народа. Разница лишь в том, что в фольклоре они используют колдовское золото, которое вскоре исчезает или превращается во что-нибудь вроде сухих листьев. А Карлсону колдовать незачем, за него уже поколдовал шведский минфин. Ну в самом деле, что это такое, если не злое колдовство: монеты по всем признакам настоящие (включая даже такой признак, как «отчеканены на королевском монетном дворе»!), а для покупок не годятся.
Нет, похоже вы путаете с Норвегией. В Швеции монеты 5 и 25 эре были выведены из обращения в 1985 году. А Линдгрен - знаток психологии маленьких детей. Карлсон просто не умеет считать, и принимает эти монеты за самые ценные. Малыш умеет, тем более при наличии страшего брата и сестры - они давно ему растолковали ценность денег. Опять же - малыш достает из копилки пятиэровые монеты. Его родители дают ему недействующие деньги? А тролли, кстати, считать умеют.
Но считать Карлсон всё-таки умеет. В пределах десятка он считает прямо в тексте, в эпизоде «дележа плюшек»: разделил он их, конечно, не поровну, но явно намеренно, а не по неумению. И во всяком случае он смог подсчитать, что всего плюшек десять, а он взял себе семь.
А для больших чисел он как минимум знает названия и понимает, что «несколько тысяч» - это очень много, «сотни две» - тоже много, но поменьше, а «несколько дюжин» - и того меньше, но всё ещё много.
Другое дело, что он порой притворяется неумеющим считать. Ну так он и неграмотным притворялся - в третьей книге взял газету вверх ногами, хотя ещё во второй сам писал на стене послания для домомучительницы.
Так он и в третьей пишет послание на пакете. А в первой, развешивая колбасу в чужой квартире говорит - номер первый, номер второй... Дело не совсем в этом. Я заметила, что маленькие дети далеко не сразу понимают назначение денег вообще. А когда этот момент усвоен, следующий оказывается еще более сложным надо не просто понять, какие деньги что означают - какие больше, какие меньше, сложить их и получить общую сумму - этого мало. Надо уяснить соотношение денег и цены товара в магазине. Проще говоря - у первоклассника накопилось несколько монет. Надо сложить их стоимость и узнать, хватит ли этих денег чтобы купить в супермаркете шоколадку. Вот эту науку дети осваивают довольно долго. Например, у моей одноклассницы дочь уже в первом классе была очень продвинутой. Но это не совсем ее заслуга, это родители терпеливо ей объясняли что к чему. Так вот, до сих пор (а она уже в третьем классе), многие одноклассники идут в магазин с ней. Потому что она легко сосчитает сумму нескольких покупок и, соответственно, скажет, на что хватит выданных мммой денег. Мало того, она уже усвоила некоторые маркетинговые хитрости магазинов и посоветует, что лучше купить. Так вот: Карлсона такие вещи не волнуют от слова совсем. Когда нужно сделать покупки, он перекладывает это на малыша. А так, когда он говорит, что он честно заплатил, - это похоже на детсадовскую игру в магазин.
как ребенок или как варвар? Который помнит и который привык что деньги это прежде всего кусок ценного метала. И если его много, то монета ценная. А то что скучный кусок бумаги может быть в сто раз ценнее монеты ему еще надо объяснять.
Ну так я допускаю, что Карлсон - это такая специфическая версия Питера Пэна. Но от это суть не меняется - возраста у него всё равно нет в нормальном человеческом смысле.
Я думаю, что это просто эффект упёртости. Кем может считать Карлсона человек, который исходно всерьёз не верит в волшебных существ? А и родители Сванте, и Фрекен Бок по факту не были готовы к реальной встрече со сказочными существами, что бы там Фрекен Бок не трепалась о привидениях, у неё всё равно по факту стоял "блок" - считать и объяснять увиденное каким-нибудь будничными вещами, что никак не противоречит её страхом перед "привидением" - люди одновременно не верят и боятся. Поэтому такие вот барьеры заставляют взрослых видеть в Карлсоне в первую очередь детскую шалость, соответственно, если Карлсон низкого роста и без бороды, лицо у него, допустим, неопределимого возраста - то взрослый что должен подумать? Что либо это тоже странный ребёнок, либо карлик. Но гораздо проще считать ребёнком, карлик - уже необычнее и проблемнее. А уж волшебное существо - тем более. Поэтому первичное восприятие подхватывает самый простой и удобный шаблон и дальше остаётся в нём - так им проще, удобней. Тем более, что по поведению Карлсон уж точно не взрослый.
Ну а то, что читатель его видит "лицом неопределённого возраста", и всяко не ровесником Сванте - вполне понятно, потому что у читателя изначально другие вводные данные, ему сразу сообщается, что Карлсон - волшебное существо. Почему это волшебное существо именно взрослое? Ну так оно не "взрослое" в полном смысле этого слова, потому что взрослость в человеческом обществе подразумевает многие моменты. Но оно явно и не ребёнок: по интонациям, поведению - оно скорее озорной волшебный карлик, опять же вне возраста. Читатель просто убирает возраст Карлсона за скобки, относясь к нему сразу как заведомо волшебному существу, а возраст волшебного существа - это такая вещь... там нет такого соответствия взрослости, как у людей, если это не оговорено специально. Короче, читатель, как по мне, не воспринимает Карлсона ни как взрослого, ни как ребёнка.
Reply
Reply
Я не считаю это признаком "как ребёнок", а скорее признаком именно волшебного существа, незнакомого с реалиями человеческой жизни. У него многие черты как у сказочной сороки, которая хватает всё блестящее.
Reply
Смотри, в начале второй книги, малыш подчёркнуто стесняется, что Карлсон играет в Красную Шапочку. Ему неловко, что Карлсон затеял такую детскую игру. Малышу примерно 8,5 лет.
Тебе не кажется, что Карлсон одновременно мимикрирует под человека, с которым общается, и в то же время его пародирует?
Reply
Эти нюансы надо разбирать после перечитывания.
Но, допуская, что он пародирует и мимикрирует - и что?
Reply
Так вот, если это допустить, то выходит, что Карлсон - кто-то вроде гнома или домового. Например, он зеркалит фрёкен Бок. Еще до того, как они познакомились, Карлсон уже ей хамит. Он ведет себя по отношению к ней просто по свински. Заметь: у неё не получается его выгнать или отлупить. Карлсон легко уходит от расправы и так же легко возвращается в дом, когда она его вышвыривает. Но как только фрёкен Бок становится мягче, он тут же теряет к ней интерес. То есть ему интересны либо люди злые и подлые (как преступники Филле и Рулле), либо что-то напортачившие (родители младенца Сюзанны, которые уфитилили гулять, не подумав о том, что ребенок может проснуться), либо такие как семья Малыша, где есть серьёзное взаимное недопонимание. Теоретически, Карлсон, когда выпрашивант сладкое, ведь наверняка самого Малыша пародирует.
Так вот, играя в Красную шапочку, Карлсон ведь демонстрирует любимое занятие многих нерадивых детей: заняться чем угодно, лишь бы не уборкой.
Кого он никогда не трогает? - маму Малыша. Все ясно: она искренне любит всех детей, наверняка любит папу, изо всех сил старается, готовит-убирает. И при этом еще находит время поговорить по душам.
Reply
Я что-то запутался - вроде ты признаёшь, что Карлсон может быть уподоблен кому-то вроде гнома, но потом всё равно утверждаешь, что он обычный воображаемый пацан.
И потом - почему это он только маму не трогает? Он и папу не трогает. Но там мне кажется, всё проще - он видит, что родители Свете - это настоящая Власть в доме. А та же фрекен Бок - это так, ходячее недоразумение. Вполне нормально, что и настоящий домовой на его месте так же относился бы - с одной стороны истинные хозяева дома, с другой - некто пришлый с заявами. Ну в общем не знаю... Мне перечитывать сейчас не хочется, так что спорить особо не буду, останемся пока при своих.
Reply
Я почему настаиваю на томе из собрания сочинений. Там в начале рассказы. Есть некая последовательность - как Линдгрен описывает вымышленных друзей, и как потом из этого
Папу малыша потроллить сложно, потому что он редко дома. А мама часто в наличии - но Карлсон максимум ей организует дополнительную уборку. Никогда с ней не пререкается, не пытается устроить розыгрыш. Даже наоборот, если мама сердится, он старается ситуацию быстро сгладить. Плюшки и тефтельки? - да, но фрёкен Бок тоже может плюшки, однако ей прилетает будь здоров.
Reply
Разгадка не в размере, а в том, что как раз незадолго до написания повести пятиэровые монетки были выведены из обращения, перестали быть платёжным средством. То есть Карлсон ведёт себя не как маленький ребёнок, по-сорочьи хватающий самую красивую блестяшку, а как озорной тролль (в обоих смыслах), отдающий «в уплату» деньги, на которые ничего нельзя купить.
А ведь это, между прочим, как раз одна из любимых шалостей Маленького Народа. Разница лишь в том, что в фольклоре они используют колдовское золото, которое вскоре исчезает или превращается во что-нибудь вроде сухих листьев. А Карлсону колдовать незачем, за него уже поколдовал шведский минфин. Ну в самом деле, что это такое, если не злое колдовство: монеты по всем признакам настоящие (включая даже такой признак, как «отчеканены на королевском монетном дворе»!), а для покупок не годятся.
Reply
А тролли, кстати, считать умеют.
Reply
Спасибо за поправку, буду знать.
Reply
А для больших чисел он как минимум знает названия и понимает, что «несколько тысяч» - это очень много, «сотни две» - тоже много, но поменьше, а «несколько дюжин» - и того меньше, но всё ещё много.
Другое дело, что он порой притворяется неумеющим считать. Ну так он и неграмотным притворялся - в третьей книге взял газету вверх ногами, хотя ещё во второй сам писал на стене послания для домомучительницы.
Reply
Дело не совсем в этом. Я заметила, что маленькие дети далеко не сразу понимают назначение денег вообще. А когда этот момент усвоен, следующий оказывается еще более сложным надо не просто понять, какие деньги что означают - какие больше, какие меньше, сложить их и получить общую сумму - этого мало. Надо уяснить соотношение денег и цены товара в магазине. Проще говоря - у первоклассника накопилось несколько монет. Надо сложить их стоимость и узнать, хватит ли этих денег чтобы купить в супермаркете шоколадку. Вот эту науку дети осваивают довольно долго. Например, у моей одноклассницы дочь уже в первом классе была очень продвинутой. Но это не совсем ее заслуга, это родители терпеливо ей объясняли что к чему. Так вот, до сих пор (а она уже в третьем классе), многие одноклассники идут в магазин с ней. Потому что она легко сосчитает сумму нескольких покупок и, соответственно, скажет, на что хватит выданных мммой денег. Мало того, она уже усвоила некоторые маркетинговые хитрости магазинов и посоветует, что лучше купить.
Так вот: Карлсона такие вещи не волнуют от слова совсем. Когда нужно сделать покупки, он перекладывает это
на малыша. А так, когда он говорит, что он честно заплатил, - это похоже на детсадовскую игру в магазин.
Reply
Reply
Reply
Ну так я допускаю, что Карлсон - это такая специфическая версия Питера Пэна. Но от это суть не меняется - возраста у него всё равно нет в нормальном человеческом смысле.
Reply
Leave a comment