Айки-тактика: Слияние

Oct 07, 2009 08:05


Фрагменты из книги "Айки-тактика в повседневной жизни" (часть 8)

В романе Харпер Ли “Убить пересмешника”, Аттикус говорит своим детям, что никогда на самом деле не узнаешь кого-нибудь до тех пор, пока “не походишь в его шкуре” некоторое время. Он никогда не ограничивал это заявление, говоря: “Вы должны ходить в шкурах только хороших людей”. Он имел в виду всех.
В популярном стихотворении коренных американцев говорится примерно то же самое: “ты не сможешь меня узнать до тех пор, пока не пройдешь милю в моих мокасинах”. Это утверждение было кантри-и-вестернизировано в песне под названием “Пройди милю в моих башмаках”.

В самой своей простой форме, это и есть сущность Айки, шестой и, на наш взгляд, самой мощной ответной реакции на конфликт. Она также самая сложная для постижения.

Безусловно, намного легче прошагать милю в симпатичной удобной паре легких кожаных туфель, чем в ботфортах. Легче и намного приятнее понять мирного, гуманного парня, чем гармонизировать с хулиганами, невротиками и неуравновешенными типами этого мира. Но один из лучших способов выжить - и “победить” - с неприятными людьми, - это делать именно так. Плывите вместе сними. Гармонизируйте.

“Вы имеете в виду, что хотите, чтобы я присоединился к негодяям?”

В очень специфическом смысле - да. Это не означает, что вас попросят присоединиться к грабителю и помочь ему ограбить самого же себя или в свободное время самому стать грабителем. Позже вы увидите, насколько это отличается от “Если не можешь побить их, присоединяйся к ним”.

Существует старое японское выражение: “Будь водой, а не скалой”. Это тоже сущность Айки. Нарисуйте поток, текущий меж своих берегов. Большой темный валун стоит прямо посредине потока. Это то, как большинство из нас обходится с жизнью и ее конфликтами. Мы подобны этому большому темному валуну. Словно король Канут, мы простираем руки и кричим воде, чтобы она остановилась. Но вода продолжает пениться и течь дальше, отскакивая от нас, струясь вокруг и поверх нас. Вода имеет направление и гибкость. Эпоха проходит за эпохой, и валун стачивается, до тех пор, пока на полпути через вечность он не становится галькой.

И это то, что иногда происходит с нами, не правда ли? Конфликты, драки, скандалы, несогласия, оскорбления - полный катехизис стресса и мучительной боли. К тому времени, как мы добираемся домой, мы становимся галькой. Мы проклинаем самих себя, мы съеживаемся и немного умираем.

Но что бы произошло, если бы этот валун смог повернуться? В самом худшем случае у него был бы шанс прожить дольше. В момент, когда вода ударяет в него, валун бы поворачивался в том направлении, в котором его толкают. (Не начинайте волноваться по поводу того, что трение, возникающее в основании валуна, все равно будет способствовать его изнашиванию; это всего лишь метафора.) Если бы камень смог повернуться под воздействием воды, по-прежнему оставаясь на своем месте, то он бы ничего не потерял; вода бы просто прошла мимо.

Это часть духа Айки.

Есть такая старая сказка - никто точно не знает ее происхождение, - в которой говорится о крепком дубе, который стоял рядом с тонким тростником. Дуб похвалялся своей силой, отпуская при этом оскорбительные замечания по поводу хрупкости тростника, - пока не налетел тайфун. Неспособность дуба сгибаться стала причиной его гибели. Ветер его просто выкорчевал и свалил на землю. Тростник же удержался на своем месте, присоединившись к ветру, позволив ему дуть самому по себе прочь от моря.

Это часть духа Айки.

Когда вы выходите из дома в ветреный день и ветер сразу же обрушивается на вас со всей своей силой, вам нет необходимости думать о том, чтобы отвернуться от ветра и защитить свои глаза от летящего мусора. Вы просто идете вместе с ним, разворачиваясь на ногах так, чтобы не подставлять лицо бешеным атакам ветра.

Это также часть духа Айки.

Некогда жил человек огромной силы, который - по своим соображениям - ввязался в борьбу с вращающейся дверью, решив во что бы то ни стало выиграть это великое соревнование. Он подошел к ней и толкнул ее со всей силой, на которую только был способен. Дверь сделала три полных оборота, прежде чем снова остановилась. Тогда он толкнул еще сильнее, и дверь прокрутилась четыре раза. В отчаянии силач вошел во вращающуюся дверь и продолжал толкать, каждый раз едва успевая отбежать, чтобы его не хлопнула дверь, которая все время следовала за ним по кругу. Собравшиеся вокруг зеваки с изумлением увидели силача, который бегал все быстрее и быстрее, пока в конечном итоге центробежная сила, которую он сам создал, не выбросила его бесформенной грудой назад на улицу. Расстроенный и злой, он с трудом поднялся и подошел к обычной запертой двери, щеголявшей всеми известными устройствами против взлома. В несколько секунд он сшиб дверь и хоть немного утешился своей победой. Некоторые из зевак, наблюдавших за происходящим, решили, что в обычной двери не хватало нескольких засовов и еще как минимум пяти прочных латунных крюков. Другие же одобрили вращающуюся дверь, но посетовали на факт, что она по-прежнему впускает людей. Некоторые предположили, что силачу, пожалуй, неплохо было бы увеличить прием протеина. Лишь один маленький мальчик посмотрел на всю ситуацию и улыбнулся.

Будьте водой, а не скалой.

Назначение вращающейся двери было не в том, чтобы не пускать людей внутрь или преграждать им путь. Наоборот, она должна была приглашать их войти. Она ничем не поступилась, она также не потеряла своей основы и не пошла на компромисс в ущерб своим идеалам. Силач же, в своей злости, свел к нулю все свои усилия, толкая все сильнее и бегая все быстрее, в то время как дверь всего лишь приспосабливалась к его желанию двигаться все быстрее.

У нас есть выбор - либо стать вращающейся дверью и предложить войти хоть самому сильному и самому неуравновешенному из представителей рода человеческого, либо навесить на себя еще больше замков, научиться боксировать, изобрести новые удушающие приемы, постоянно носить газовый баллончик в своих дамских сумочках, орать громче и стоять еще непоколебимее.

Будьте водой, а не скалой.

...

В физическом мире боевых искусств всегда существует тот короткий миг, когда, благодаря ответной реакции обороняющегося, нападающий теряет свое равновесие. Именно в этот момент обороняющийся перехватывает инициативу и должен позаботиться о нападающем, помочь ему обрести новое, более мягкое и менее агрессивное равновесие. В нашем опыте, в нефизической сфере эта потеря равновесия обычно предвещается паузой. Вы должны научиться внимательно слушать, чтобы услышать эту паузу. Когда она наступит, позаботьтесь о своем нападающем. Приведите его к гармонии. Заметьте, что, когда мать сделала паузу, Патриция простила ее и помогла ей восстановить материнское равновесие. Она сказала матери, что любит ее.

Это Айки. Слияние. Совместное течение. Это и означает быть водой, а не скалой.

...

Эта последняя и наилучшая ответная реакция настолько чужда большинству из нас, что мы намерены посвятить ее обсуждению довольно много времени, и мы приведем столько примеров, сколько сможем для того, чтобы вы могли попробовать ее самостоятельно. Сначала вы станете упираться. Вы будете обвинять нас в том, что мы рисуем неисправимо оптимистические картины межличностных отношений. Мы принимаем это; мы привыкли к такой реакции на этой стадии процесса Айки-тактики. Постепенно вы сдвинетесь с места, вы отбросите свою идею о том, что Айки-тактика для маменькиных сынков, и поймете, что, может, не так уж плохо пожить для разнообразия в гармонии с природой и близкими вам людьми.

Два ключевых слова, которые помогут вам больше всего в использовании Айки, - это “слияние” и “ведение”. Используемые по очереди, эти два отдельных действия помогут вам решить невероятное количество проблем.

Слияние

Сначала вы должны присоединиться к нападающему на вас. Станьте бок о бок с ним или с ней. Согласитесь с его правом чувствовать все то, что он чувствует. Вы не обязательно соглашаетесь со всем, но вам, безусловно, ничего не будет стоить посочувствовать ему. Станьте способными к слиянию. И к тому же, может быть, он и не прав, но вы не будете спорить с очевидным фактом, что он в расстроенных чувствах. Каждый имеет право чувствовать. И тем не менее, мы так часто оспариваем или отрицаем чувства кого-то другого.

Сын: Ты никогда не припасешь никакого десерта для меня. Я тебя ненавижу!

Мать: Это неправда.

Сын: Это правда, я тебя ненавижу! Ты никогда даже мороженого мне не припасешь! Я ненавижу тебя, ненавижу, ненавижу!

Мать: Как ты смеешь ненавидеть свою мать!

Сын: Я ненавижу тебя!

Это звучит как часть сценария пьесы очень-очень-очень далекой от Бродвея, но вы, несомненно, были свидетелями (или, и того хуже, участником) такого рода схваток. Или таких:

Любовник 1: Я тебя больше не люблю.

Любовник 2: Ты не можешь говорить этого серьезно!

Босс: Мне не нравится ваша работа.

Секретарша: Как это? Я оставалась допоздна всю прошлую неделю, лишь бы закончить этот отчет.

Студент: Этот предмет наводит на меня адскую тоску!

Преподаватель: Не может быть. Французский язык - самый прекрасный язык на свете.

Продюсер: Ваш киносценарий никуда не годится!

Писатель: Нет, вы же на самом деле сами не верите в это.

Ради самого спора, давайте согласимся с тем, что все те, кто говорили первыми в этих небольших пьесках, были неправы. У матери лишь изредка заканчивалось мороженое; Любовник 1 по-прежнему действительно любит Любовника 2; босс просто придирается, да он и не знает на самом деле, что такое хорошая работа; студент обожает французский, но хочет привлечь к себе внимание преподавателя; а продюсер не отличит хорошего сценария от негодного. Но все это абсолютно не имеет никакого отношения к тому факту, что каждый из этих нападающих на самом деле чувствует то, о чем говорит, по крайней мере сознательно. Что происходит на подсознательном уровне - конечно же, совсем другая история.

Не требуется быть гением из Вены, чтобы теоретически допустить, что босс, возможно, просто хочет, чтобы его секретарша поторговалась за свою работу, оказав между парой мартини некоторые услуги, принятые в Конгрессе. Также возможно, что Любовник 1 всего лишь ищет дополнительных переживаний, чтобы снова увлечься отношениями. Продюсер может сознательно провоцировать писателя защищать свой киносценарий. Или он просто хочет лишний раз убедиться, поскольку не очень доверяет своему собственному суждению.

Но ни один из этих кабинетных анализов не имеет значения на начальной стадии слияния. Вы должны начинать с того места, где нападающий говорит, что он чувствует, а не там, где вы думаете, что он или она чувствует. Это не слияние, если вы надменно посмотрите на продюсера и скажете: “Вы говорите, что моя пьеса бездарна только потому, что всегда сами хотели стать писателем!” И это уж, несомненно, НЕ слияние, если вы скажете своему начальнику: “Нет, вам на самом-то деле нравится моя работа; вас просто приводит в бешенство то, что вам не дают повышения, и вы хотите, чтобы я себя тоже плохо почувствовала и прониклась к вам материнскими чувствами!” Даже если это правда!

Помните, с любыми реально существующими подспудными проблемами можно иметь дело только тогда, когда нападающий сам может визуализировать их. Ваша задача в том, чтобы помочь ему добраться до них. И вот как вы это делаете:

Сын: Ты никогда ничего не припасешь мне на десерт! Я ненавижу тебя!

Мать: Я уверена, это не так уж приятно.

Любовник 1: Я больше тебя не люблю!

Любовник 2: Ну что ж, я не самый покладистый человек, чтобы со мной жить или любить меня, не так ли?

Босс: Мне не нравится ваша работа!

Секретарша: Я вас в этом не виню.

Студент: Этот предмет навевает на меня адскую скуку.

Преподаватель: Иногда, будучи студентом, проходишь и через ад.

Продюсер: Ваш киносценарий никуда не годится!

Писатель: Первые черновики никогда не бывают совершенными, не так ли?

В каждом из случаев второй говорящий сделал насколько возможно более искреннюю попытку увидеть ситуацию с обратной точки зрения. Он не сдался. Первое движение в сторону слияния с нападающим. Практически неизменно, поскольку нападающий ipso facto (В силу самого факта (лат.).) находится не в равновесии, эта первая реакция создает своеобразное опустошение в сознании нападающего, особого рода дисбаланс, сопровождающийся паузой, о которой мы уже говорили раньше. Большинство нападающих страстно желает драки. Они чрезмерно рассредоточены, и им необходима жертва, которая оказала бы Отпор и тем самым сохранила бы их неустойчивое равновесие. Так что, если вы начнете орать на того, кто орет на вас, вы лишь помогаете ему устоять на ногах.

Лидирование

Чаще всего этой фазе предшествует пауза. Она возникает тогда, когда нападающий пытается понять, что же только что произошло. После этого объект атаки может по-прежнему сохранять молчание или - начать вести. Давайте возьмем два предыдущих примера и проиграем их, чтобы увидеть этот второй процесс в действии.

Любовник 1: Я тебя больше не люблю!

Любовник 2: Ну что ж, я не самый покладистый человек, чтобы со мной жить или любить меня, не так ли?

Любовник 1: (Пауза.) Ты чертовски прав, ты не...

Любовник 2: Ты хочешь о чем-то поговорить, или это все?

Мы согласны с вами, что Любовник 2 довольно неплохо сохраняет спокойствие, но она также знает, что никто не становится в стойку и не говорит вам, что больше вас не любит, если ему больше нечего к этому добавить. Так что она двигается бок о бок рядом с ним, предоставляя ему все пространство, которое ему необходимо, чтобы двигаться.

Любовник 1: Я не знаю...

Любовник 2: Тебе, должно быть, больно говорить мне, что ты меня больше не любишь.

Любовник 1: Я не хотел этого говорить...

Любовник 2: Но тебе нужно было сделать это.

Любовник 1: (Долгая пауза.) Я не знаю. Просто я чувствую, что ты где-то очень далеко. Я хочу, чтобы ты больше любила еня и обращала на меня внимание.

Любовник 2: (Делает паузу и выжидает.)

Любовник 1: Я тебя так сильно люблю, иногда это просто сводит меня с ума... Мне очень жаль, что я это сказал.

Очень важно, что Любовник 2 “делает паузу и выжидает”. Она не оправдывается и не защищается по поводу отдаленности, о которой идет речь. На карту поставлены чувства и ощущения Любовника 1, а не то, что они верны или неверны. Чувства остаются чувствами, даже если они не совпадают с восприятием реальности Любовника 2. Помните, никакой жизненной необходимости нет в том, чтобы все, кто не прав, знали о том, что вы правы. Если взаимоотношения стоят того, чтобы их сохранить, то чего вы добьетесь, споря о восприятиях?

Вторая стадия, лидирование, по существу, начинается, когда Любовник 2 говорит: “Но тебе нужно было...” Она перенаправляет фокус назад на то, что ему было нужно, на то, что стоит за нападением. По ее оценке, это лучший способ помочь ему восстановить свое равновесие. Затем, постепенно, он начинает осознавать, что он хотел всего лишь ее внимания, а не ее отсутствия.

Лидирование может быть продолжено:

Любовник 2: Давай попытаемся решить проблему. Давай посмотрим, какие реальные перемены мы можем совершить. Чтобы ты получил внимание, которого тебе не хватает, а я по-прежнему ощущала себя личностью, принадлежащей самой себе.

Теперь они могут двигаться дальше в поисках действительного разрешения конфликта. Они могут договориться быть открытыми друг с другом; они могут договориться быть более честными, когда чувствуют себя одинокими или подавленными; они могут установить специальное время, когда никакие другие посторонние помехи не допускаются, - короче, у них столько возможностей, сколько им позволят найти их слившиеся созидательные энергии.

Теперь, чтобы предвосхитить вашу жалобу на то, что жизнь не такая гладкая, как мы это только что показали, постоянно держите в сознании две вещи:

первое, это может быть, если вы сами позволите, и второе - вы должны быть в состоянии использовать другие защитные реакции, если в них возникнет необходимость.

Давайте представим, что Любовник 1 и близко не был готов к слиянию. Скажем, все попытки №2 стать рядом с ним пропали даром. Независимо от того, что она говорила, он продолжал бросаться вперед.

Любовник 1: Ты чертовски права, ты не самый покладистый человек, чтобы с тобой жить. Ты слишком холодная, ты высокомерная, ты бесчувственная, да тебе просто наплевать на меня!

Любовник 2: И что ты думаешь с этим делать?

Любовник 1: Я только что тебе сказал! Я тебя больше не люблю!

Любовник 2: (Все еще ждет. Она переходит в форму квадрата и ничего не делает. Она должна позволить ему самому выйти из равновесия прежде, чем она сможет его восстановить.)

Любовнк 1: Ну? Почему ты ничего не говоришь?

Любовник 2: Я тебя люблю, и мне жаль, что ты так все это чувствуешь. Мне жаль, что тебе это доставляет так много боли.

Заметьте, как легко Любовник 2 в состоянии переходить из круга (Айки) в квадрат (Ничегонеделание) и назад в круг. Это потому, что она сохраняет свое равновесие и отказывается позволить себе попасться в ловушку. Это почти так же, как если бы все нападающие были больны - вы можете заразиться от них или можете остаться здоровыми и помочь им выбраться туда, где находитесь вы. Мы согласны, что внутри Любовник 2, может быть, кричит от страха: страха быть отвергнутым, страха быть униженным, страха остаться в одиночестве, от страха перед ужасным будущим. Но она сохранила свое равновесие (даже после моментального шока) и “победила”, потому что не позволила своим страхам одолеть себя. Если всеми механизмами управляет страх, то в результате вы окажетесь на поле битвы, усеянном трупами. Конечно, если Любовник 1 будет продолжать свое болезненное поведение, то Любовник 2 может сама разлюбить его. Но на этой стадии конфликта она хочет остаться с ним, поэтому предоставляет ему свободу стать взрослым.

А как же насчет секретарши, которая говорит своему боссу: “Я вас в этом не виню”, когда тот выражает свое недовольство по поводу ее работы? Ее подход к слиянию добавляет элемент неожиданности. Он изумленно смотрит на нее, а на его лице написан огромный вопросительный знак. Она права - это не ее дело осуждать его за то, что ему не нравится ее работа. Она не признает, что ее работа ужасна; она просто делает первый шаг к тому, чтобы стать рядом с ним. Ее задача, как она это видит, привести его к тому, чтобы он стал более конкретным, чтобы можно было выработать взаимоприемлемое решение того недовольства, которое босс решил почувствовать.

Начальник: Вы меня не вините?

Секретарь: Это не мое дело, обвинять кого бы то ни было за то, что они чувствуют то, что чувствуют. Вы недовольны, и я не могу придираться к этому.

Начальник: (В замешательстве.) Но вы полагаете, что ваша работа в нормальном состоянии?

Секретарь: Она не может быть в нормальном состоянии, если вы ею недовольны. Моя задача быть вашей секретаршей; вы для этого наняли меня.

Начальник: Я не понимаю.

Начальник теперь совершенно потерял равновесие. Он атаковал, но его секретарша теперь по его сторону линии фронта, сама помогает ему. Она не принимает ничего лично на свой счет, но ей удается определить предмет конфликта, а также помочь ему увидеть его более четко. Это-то его и смущает.

Секретарша: Если вы не считаете, что меня следует уволить сразу же, давайте посмотрим, можем ли мы вместе над этим поработать и сделать это взаимоприемлемым. Например, что конкретно вам не нравится?

Она теперь ведет и помогает ему решать вопросы, как подобает взрослому человеку, а не как самонадеянному хулигану, только что вышедшему из спортзала.

Начальник: Ну, э-э, это ваши письма. Они неправильно составлены.

Секретарша: Каждая школа секретарей закупает свой собственный формат, дайте мне образец, который вы предпочитаете, и я буду ему следовать. Что еще?

Начальник: Я, хм , полагаю, я, э-э, немного погорячился. Мне очень жаль. Последние шесть недель у меня на шее висели эти дела по комиссии, и я вел себя как Аттила, мне очень жаль. А ваши письма составлены нормально.

Секретарша: Жизнь тяжела, не так ли, мистер Форбс.

Начальник: (Улыбаясь.) Да, и я думаю, что я сам делаю ее еще тяжелее.

Гармония. И она преподнесла этот дар мистеру Форбсу. Она помогла ему вновь обрести равновесие и увидеть вещи в лучшей перспективе. И она добилась этого тем, что не цеплялась судорожно за свой собственный имидж хорошей секретарши или хорошего человека. Посмотрите, как многого она добилась, рискнув всего лишь каким-то дурацким имиджем.

Конечно, вначале всегда сложно использовать Айки, и, по иронии, это потребует гораздо большей изобретательности, чем все ваши привычки драться-или-убираться вместе взятые. Но в конце концов результат ваших усилий будет стоить их всех. При условии, что вы помните следующее:

1) Айки состоит из двух основных действий: слияния - присоединение к атаке с тем, чтобы посочувствовать атакующему и убраться с его пути - и лидирования - приведение атакующего назад в равновесие.

2) Айки может использоваться для того, чтобы справиться с любой атакой, в любое время и в любом месте. Это ваш выбор, продиктованный всеми элементами, о которых вы уже знаете. Конечно, бывают случаи, когда он не очень подходит: ребенка, который готов запустить кирпичом в ваше зеркальное окно, нужно остановить прежде, чем вы сможете даже начать сочувствовать ему. И, если у вас возникает ситуация жизни или смерти, мы рекомендуем вам в первую очередь спасать жизнь (свою и других), используя наиболее доступную стратегию. В первую очередь вы отвечаете перед принципом жизни.

3) Каждый нападающий имеет право на свои чувства; они могут основываться на “неверных” выводах из фактов, но нападающий все равно их испытывает. Вы не сможете привести его к “правильному” восприятию без слияния с его восприятием.

Короче говоря, Айки-тактика требует, чтобы вы уважали права и привилегии нападающего и в то же самое время продолжали защищать свои собственные.

Итак, мы рассмотрели, коротко конечно, все шесть типов защиты против атак. Мы отметили, что Айки наиболее гибкая и наиболее эффективная в большинстве ситуаций.

Но пока что мы имели дело только с прямыми атаками:

Некто подходит к вам и устраивает вам нагоняй. Ваш начальник делает вам выговор. Ваша жена орет на вас. Ваш ребенок вам дерзит. Эти атаки направлены на вас по кратчайшей линии - от нападающего прямо к вам. Но как насчет подлых нападений исподтишка? А как насчет замаскированных, нечестных нападений? Слухов? Сплетен? Как вы поступите с тем, кто наносит вам удар в спину? В следующей главе мы расскажем вам как.

Терри Добсон, Виктор Миллер
1977 год

читать всю книгу

полезное чтение, психологическое айкидо

Previous post Next post
Up