К вопросу о распашной одежде на Руси XIIIв

Mar 20, 2015 13:49

  В сообществе реконструкторов принято считать, что верхняя мужская одежда славян XIII века (для краткости будем придерживаться термина «свита») имела полураспашной крой, то есть с разрезом примерно до талии. Полностью распашная одежда (в терминологии реконструкторов «кафтан») для XIII века считается нехарактерной и, как результат, мало кем моделируется. Это утверждение, как и вообще любое абсолютизированное, также всегда вызывало и сомнения, поскольку опирается в основном на изобразительные источники, а единственный сохранившийся экземпляр (т.н. витебская свита) очень и очень неоднозначен, так как он поврежден настолько, что не представляется возможным уверенно определить его истинное назначение как предмета одежды. В этой заметке мне хотелось бы обосновать возможность моделирования полностью распашной одежды для XIII века.

Сначала рассмотрим источники вокруг XIIIв и ранее. Их довольно много, но мы возьмем самые характерные:


11 век
фрагмент иконы "Успение Богородицы"конец 13в




нач.14 века
13 век

На всех мы видим однозначный разрез до пояса и ниже крой как будто бы монолитный. Однако, наивно было бы считать, что древний художник ставил своей целью изобразить персонажа своей фрески или миниатюры так подробно, чтобы потомки сумели достоверно восстановить его образ. Он лишь стремился передать сюжет и композицию, в чем, по сути, ничем не отличается от современного фотожурналиста, например. Хотя, тенденция к передаче деталей в изображениях растет от века в веку, так что в XVI-XVIIвв мы видим почти что фотографическую точность. Вероятно, это связано с возникновением светской живописи, которая выходит из подчинения церковным канонам, берущим свое начало в византийском искусстве.
Распашная одежда хорошо видна на изображениях XVI века.

А теперь давайте взглянем, как изображена распашная одежда на поздних изображениях.

конец 15 века
16 век

17 век
17 век

Мы видим, что, во-первых, складки на подоле не дают возможности четко прочитать разрез, делая видимость монолитого подола, а во-вторых, запАх еще больше уводит его в сторону, делая читаемость разреза и вовсе невозможной. Очевидно, что и на этой фреске 11 века ситуация та же, но художник запАх все же изобразил.
То же самое мы видим и на современных фотографиях. ЗапАх не читается вообще.





(фото Марии Хоревой с фестиваля "Казацкая застава" 2014г)

Полураспашная одежда существует и поныне у жителей Крайнего Севера, так как является очень практичной и комфортной для таких условий. Монолитный подол создает воздушный «колокол», улучшая терморегуляцию и способствуя циркуляции воздуха. Разрез до пояса позволяет быстро снимать и надевать такую одежду, являющуюся по сути своей кожухом, который можно оставить в сенях, прежде чем войти в жилище.
 (поиск иллюстрации - в процессе...)

Также известно, что традиции одежды средневековья XIII века имели довольно обширный географический характер, а где-то даже и пересекались (пример: Испания, где моды востока и запада причудливым образом переплелись). Таким образом, народы Европы и Азии тех времен имели немало общего в одежде и некоторые информационные лакуны очень часто можно заполнить гипотетическими заимствованиями, что вполне, на мой взгляд, оправдано. А  предметы традиционные одежды всеобщего обихода, которые бы имели строгое территориальное хождение и никак не были связаные с культурой соседних народов, найти, пожалуй, невозможно и вовсе.
 Таким образом, во-первых, странно было бы считать, что вся территория Руси XIII века была покрыта снегом и льдом и имела постоянно холодные погодные условия. Также наивно было бы предполагать, что на территории Руси существовал какой-то особенный вид верхней одежды, который имел абсолютное хождение там, но ни при каких условиях не пересекал ее границ.
В связи с вышенаписанным, я считаю, что полураспашная одежда безусловно существовала всегда. Однако была она узкоспециализированной, а ее поголовное распространение в среде реконструкторов и утверждение об исключительной типичности ее для XIIIв вызвано излишне буквальной трактовкой изображений.

P.S.
Пока версталась эта заметка инициативные товарищи подкинули мне еще одно византийское изображение XIIIв, на котором уже совершенно четко видна распашная одежда.


P.P.S.
На фрагменте иконы "Успение Богородицы" просматривается шов, идущий от пояса, что так же говорит о возможной распашной одежде.

реконструкция

Previous post Next post
Up