3 ноября, благодаря сообществу
moscultura посетили с мужем спектакль "Игра на клавишах судьбы". Постановка пьесы немецкого драматурга с грузинскими корнями Нино Харатишвили шла на малой сцене театра Российской Армии
http://teatrarmii.ru/. Режиссер спектакля - А.В. Бурдонский, к сожалению ныне покойный. В главной роли - Людмила Чурсина.
Я лет тридцать, а то и больше, не была в театре РА. Когда-то давно, еще во времена, когда театр носил имя Советской Армии, мама водила меня на разные спектакли. Мы жили неподалеку, ходили в этот театр пешком. Нельзя сказать, что тогда театр блистал какими-то сценическими открытиями, но тем не менее, многое запомнилось. Театр занимал свое, не последнее место в культурной жизни Москвы.
А потом все изменилось, и в жизни, и в театральных пристрастиях. Кое-что я слышала о положении дел в театре теперь Российской Армии, но желания посещать его, скажу честно, не возникало.
И вот, случай представился. Воодушевленные, так как сейчас нечасто выходим "в свет", мы отправились в театр. Места нам дали хорошие, 4 ряд партера. Я сразу отметила интересное и не банальное оформление сцены. И с первой минуты старалась погрузиться в действо, следить за коллизиями, осмыслять происходящее.
Сразу стало ясно, что этот спектакль - своеобразный бенефис Людмилы Чурсиной. Приемы и правила в бенефисе, особенно женском, довольно бесхитростны - героиня должна продемонстрировать все свои сценические приемы, не забывая при этом почаще переодеваться и менять прически. Глубокомыслием настоящим, не наносным, как правило, эти спектакли не отличаются.
К сожалению... как бы это деликатнее сказать... героине по ходу пьесы лет пятьдесят с хвостиком. Бенефициантке же на 25 лет больше. И это очень и очень заметно. При всем уважении к артистке Чурсиной, ей уже не надо играть эту роль. Там плохо, увы, все, включая дикцию. И, вспоминая коронное "не верю!", готова это бессмертное выражение полностью применить к данному зрелищу. Не верю, что перед нами концертирующая пианистка, не верю, что за ней недвусмысленно охотятся мужчины, включая и бывшего мужа.
А еще я не верю, что режиссер А.Бурдонский ставил именно такой любительский спектакль, впечатление, что как его не стало, так все покатилось и разладилось.
Хотя думаю, что не стоило даже и шесть лет назад, когда вышла эта постановка, брать роль дивы-пианистки такой возрастной актрисе.
Но это еще полбеды.
Кажется Хичкок сказал, что для великого фильма нужны три вещи - сценарий, сценарий и еще раз сценарий. Для хорошего спектакля нужно то же самое. Печально, но сценарий, то есть пьеса, оказалась чрезвычайно слабой. Без пересказа завязки и развязки скажу одно - все приемы очень банальны и уже десятки раз использованы. Действие невероятно затянуто, первое отделение идет больше полутора часов, и внимания не держит. Скучно, господа. Зевки и звуки просматриваемых телефонов были слышны на весь партер.
Но и это еще не главная беда.
Основные претензии мои как зрителя состоят в качестве игры актеров. Особенно двух относительно молодых актрис, одна из которых играла ученицу пианистки, а вторая - молодую жену бывшего мужа. Даже в драмкружке при ЖЭКе обычно следят, чтобы у учеников не было нарочитых кривляний, объясняют азы сценического движения, дают какие-то основы.
Господа-актеры постарше еще не растеряли своей актерской выучки, и на их фоне фальшь "девушек" становится просто нестерпимой. Они не умеют двигаться по сцене, ходят, подпрыгивая, как зайчики-белочки на утреннике. Размахивают руками, часто вскрикивают, прижимают ладони к лицу, без конца теребят волосы. Реплики произносят, как правило, на надрыве. В общем, весь арсенал актерского дурного вкуса.
Хочется понять - ну ладно, актеры, возможно, "заиграли", замылили роли. Но есть же выпускающий спектакль человек, есть же кто-то, кто со стороны должен смотреть за тем, что происходит. Он тоже "замылился"?
Добавили негативных впечатлений еще и нелепые эротические сцены. Решили заполнить отсутствие материала обнаженкой? Очень смело, да. Главное, ново.
К антракту я уже растеряла все свое воодушевление, но еще думала, что посоветуюсь с мужем - уходить или оставаться. Сомнения разрешила финальная сцена первого действия такой запредельной пошлости, что мы, не сговариваясь, встали и ушли, лишь только закрыли занавес.
Тем не менее, определенный урок был получен. Он гласит, что надо с осторожностью подходить к бенефисам зрителям, которые любят драматический театр и серьезные пьесы. Скорее всего это просто не наш формат.