Очень трудно писать про тех людей, которых любишь.
Что значит - любишь? Я не была с ними знакома. Я смотрела немного фильмов, поставленных по их сценариям. Некоторые из них мне не понравились.
Юлия Дунского и Валерия Фрида я люблю просто как людей. Они прожили свои жизни так, что кажутся мне почти идеальными мужчинами. То есть такими, каким бы я хотела видеть своего отца. Своего мужа, своих сыновей.
Наверно, я давно слышала эти имена - Дунский и Фрид. Но всерьез я узнала о них уже после их смерти. В 2003 году я купила (совершенно случайно, совсем недорого, чуть ли не в уцененном отделе) книгу "Служили два товарища". Привлекло, скорее всего, именно это название. Конечно же я смотрела, и не раз, этот фильм. До сих пор не знаю, кто же там лучше, Быков или Янковский? Раньше думала - ясно, Янковский! А потом - нет, какой там Быков! В общем, взяла книгу и полистала.
Это оказалась книга о жизни великих кинодраматургов. Великих людей 20-го века.
Начав читать, я уже не могла оторваться.
Мною читано немало мемуаров и воспоминаний.
Так трогательно и волнующе, так БЛАГОДАРНО, очень мало кого вспоминают. Что-то подобное я встречала только в воспоминаниях Чуковского и о Чуковском. Но Корней Иванович был всегда очень щедр к людям, которых любил. И его нельзя было не любить.
Но здесь свои истории рассказывает огромное количество друзей. Самых разных, от одноклассников, до однолагерников, от знаменитых режиссеров, до студентов. Все пишут по разному, но лейтмотив один: такие люди, как Дунский и Фрид - уникальные по всем своим человеческим качествам.
Читатель ждет уж... что за качества были присущи Валерию Фриду и Юлию Дунскому?
А я не знаю, как об этом написать. Об этом надо читать эту книгу, об этом надо читать "58 с половиной", воспоминания о жизни, написанные самим Фридом.
Мне не хочется коротко перечислять, что встретилось на пути мальчиков, рожденных в СССР в 1922 году. Если коротко, то вы сами себе это хорошо представляете. Плюс к тому - интеллигентных евреев с большой близорукостью у обоих. Попавших вместо фронта на Лубянку (они потом скажут, что возможно именно этот ужас оставил их в живых). Получивших свою десятку, и отбывших ее от звонка до звонка в "солнечном" Коми. Потом - запрет на приезд в большие города, а в сущности, вечное поселение в Инте.
Ребят спасло их великое братство, хорошая литература, на которой они выросли, и те самые понятия о чести и достоинстве, которые они не пронесли, а протащили сквозь то время. Потому что пронести высоко, как знамя - это очень романтично, а там было совсем не до романтики, там были унижения тяжелым, мучительным трудом, неволей, и очень много еще чем.
В 57 году они смогли вернуться в Москву, восстановиться во ВГИКе.
Потом были картины по их сценариям, я перечислю только те, что наверняка их смотрели.
"Служили два товарища", "Гори, гори моя звезда", "Семь нянек", "Сказ про то, как царь Петр арапа женил", "Экипаж", "Вдовы", "Не бойся, я с тобой", "Сказка странствий".
Что касается искусства сценариста, я приведу слова Дмитрия Быкова, который был знаком с В.С. Фридом, и чей рассказ о нем (и о Дунском) тоже есть в этом сборнике.
"Требования к сценарию фильма были просты: надо, чтобы было жизнеутверждающе и интересно. Думаю, что еще одним непременным условием, должна быть высота взгляда - не должно быть слишком правых и слишком виноватых, а нужно именно столкновение равновеликих и равно привлекательных правд. Только при таком взгляде на действительность можно было написать "Служили два товарища", где трагедия именно в том, что виноватых нет. Или "Экипаж", где три абсолютно разных героя оказываются равно правы и равно необходимы в ситуации, которая требует и надежности, и доброты, и авантюризма."
Кстати, именно эти их два фильма я считаю лучшими воплощениями режиссеров замысла сценаристов. И да - обязательно надо, чтобы жизнеутверждающе. Может, я где-то ошибаюсь, но если после приобщения к артефакту у меня нет ощущения "Жить стОит, черт побери!", то для меня он не может быть удачным. Ровно то, что у меня произошло с долгожданным фильмом "Левиафан" - интересно, красиво, хорошие актеры, сюжет, интрига... но на выходе - а зачем все? О чем это? И что дальше - как всегда, "исхода нет", "бессмысленный и тусклый свет". Как сейчас говорят, быстренько убейся ап стену.
Как опять же пишет Быков (правда, про другое кино) - "по ходу фильма я предложил выпить, чтобы так никогда не было". К этому тосту, с удовольствием присоединяюсь и я.
Они даже внешне похожи, правда? Какие же чудесные...
Валерий пережил Юлия на 16 лет. Дунский не дожил даже до 60-ти, страшная астма, а попросту, невозможность дышать, привела его к тому, что он сам поставил точку в своей жизни.
Как Фрид жил оставшиеся годы?
А ведь жил, не доживал... В 1998 ушел и он.
Я хочу, чтобы их помнили долго-долго.