Инфоудар, или новые принципы ведения войны

Apr 05, 2012 11:00



«Одно слово стоит нескольких дивизий». Эти слова, которые в свое время произнес Наполеон Бонапарт, достаточно емко отражают принцип ведения боевых действий в течение последних пары веков. С недавнего времени наполеоновская фраза получила самую, что ни на есть, однозначную трактовку.

Нередко информационная кампания может произвести гораздо больший эффект, чем самые активные боевые действия. В конце концов, использования разных видом оружия в классическом его понимании могут привести к уничтожению определенного количества сил и средств противника, но не смогут уничтожить его психологической оценки действий противника. Можно использовать ковровые бомбардировки, системы залпового огня, бронетехнику и специальные части для подавления сопротивления противника, однако подавить сопротивление физическое еще не значит, что одновременно с этим произойдет подавление целеполагания необходимости сопротивляться дальше. Идея всегда может привести к формированию нового очага конфронтации, на который снова придется бросать военную технику и живую силу.

Однако методы ведения боевых действий в последнее время существенно изменились. Даже наличие превосходящей по численности и оснащенности армии уже перестало быть твердой гарантией победы на том или ином фронте. На первый план выходит психология борьбы, когда ответом на любые боевые удары и налеты может стать небольшая информационная контратака или даже атака, предупреждающая сам боевой удар.

Если ранее классическим вариантом атаки на позиции противника считалась: артподготовка (авианалет) - атака на бронетехнике - использование пехотных соединений, то сегодня такой принцип стал не более чем военной историей. На первом месте сегодня ставится информационная атака, которая может идти по самым различным каналам: от печатных изданий до телевидения и Интернета. Ложь, сказанная 50 раз, вполне может превратиться в правду. После информационной «артподготовки» в стане противника появляются люди, которые уже не понимают целесообразности своего сопротивление - атака словом сделала свое дело, сформировав пусть даже небольшой отряд «сомневающихся». Как только такой отряд есть у противника, в ход идет использование второй пропагандистской атаки: на экранах телевизоров и компьютеров, в журналах и газетах вдруг появляются сведения о том, что армия определенного противника деморализована - солдаты разбегаются, командиры идут на суицид, растет число недовольных центральным командованием. При этом добавляется главное информационное зерно: миссия наступающих имеет только гуманные цели - освобождение от диктатуры, нацеленность на соблюдение прав человека и открытие новых горизонтов свободы. Такая информация, по понятным причинам, легко переходит через полосу фронтового раздела и достигает населения. Принимая эту информационную гранату за реальное положение вещей, общественность видит единственный выход - смириться с тем, что силы противника на самом деле являются вовсе не захватчиками, а освободителями. Такое «осознание» напоминает болезнь, с которой человек начинает срастаться и жить, как ему кажется, достаточно спокойно и беспроблемно. А после этого, в принципе, уже не нужны ни танки, ни ракеты, ни другие элементы открытого и прямого боевого контакта.

Рассмотрим несколько примеров информационных атак, которые приводили к впечатляющим последствиям.

Эпизод 1. Вторжение американцев в Ирак, 2003 год

Соединенные Штаты упорно вели информационные бои на разных фронтах, пытаясь убедить мировое сообщество в том, что в Ираке уже много лет ведутся разработки оружия массового уничтожения. С начала 2003 года редкий выпуск новостей на Западе проходил без упоминания о Саддаме Хуссейне как главном мировом диктаторе, отдающем приказы по созданию биологического и ядерного оружия в секретных лабораториях. При такой массированной атаке на сознание людей, уже к концу января 2003 года большинство американцев поддерживало планы Белого Дома ввести свои войска в Ирак. Кульминацией информационной игры стало выступление тогдашнего Государственного секретаря США господина Пауэлла, потрясающего пробиркой, в которой якобы находилось определенное количество вещества сибирской язвы, полученное на секретных иракских заводах. Именно это выступление стало настоящим событием для впечатлительной западной цивилизации - война была начата 20 марта 2003 года и закончилась, по официальным данным 1 мая того же года, хотя послевоенный хаос в Ираке продолжается и сегодня.

Ни 1 мая, ни через год, ни сегодня в Ираке так и не обнаружили никакого биологического и ядерного оружия, что говорит о том, что для информационной атаки главное - это психологическая доминанта - слова, которые привлекут внимание миллионов людей и заставят этих людей поверить в тщательным образом подтасованные факты.

Если говорить об ответе Колина Пауэлла за свои «опыты с пробиркой», то бывший Госсекретарь сегодня ссылается но то, что его подставили определенные американские ведомства (Пентагон и ЦРУ), которые всеми силами старались начать антииракскую кампанию. Как сообщила в свое время газета "The Guardian", господин Пауэлл, оказывается, просто не был осведомлен о том, что иракский перебежчик Рафид Аль-Джанаби осознанно сфабриковать показания о разработках в Ираке оружия массового уничтожения по указанию спецслужб. Теперь сам Пауэлл, который, по сути, подтолкнул мир к бесконечному иракскому хаосу с гибелью десятков тысяч мирных жителей, остается чистым. Расследование же по поводу того, кто придумал информационный ход со знаменитой пробиркой, зашло в тупик. Начали обвинять бывшего директора ЦРУ господина Теннета, но тот просто ушел в отставку, заявив, что готов взять на себя ответственность по поводу «неверной информации о наличии биологического оружия в Ираке». Ушел в отставку в 2004 - и все! Дело, по сути, развалилось, а последствия американского вторжения в Ирак до сих пор проявляются в виде ежедневных терактов и вооруженных столкновений. Мавр сделал дело...
Имя бывшего директора ЦРУ Джорджа Тенета всплывает еще в одной информационной битве.

Эпизод 2. Отделение Косово

Удивительным образом, через некоторое время после назначения Джорджа Тенета на должность директора ЦРУ в июле 1997 года, в США начала активно муссироваться информация о том, что Косово не должно оставаться частью Сербии. Казалось бы, что между Тенетом и Косово нет никакой связи, однако, на самом деле, связь есть, и она достаточно тесная. Джордж Тенет имеет албанские корни. По некоторым данным, именно Тенет спонсировал деятельность албанских отрядов, которые старались отколоть Косово от Сербии. После того как армия освобождения Косово подняла вооруженный мятеж с целью выдавить сербские силы из края, ей (АОК) со стороны сербов был нанесен серьезный удар, который и послужил главным поводом для того, чтобы натовским войскам прийти на «защиту интересов косоваров албанского происхождения».

Однако совершенно нелогичным является сам факт «угнетения албанцев», число которых в Косово в течение 90-х росло как на дрожжах. Меньшинство (сербы), угнетающие большинство - такую картину изобразили перед мировой общественностью. Такая миграция из самой Албании была явно использована для того, чтобы в один «прекрасный» момент объявить о праве на суверенитет. При этом некоторые политические лидеры Косово заявляли, что армия освобождения Косова - это продукт сербской пропаганды, которая выставляет мирных албанцев как террористов и убийц мирного населения. После информационной атаки с главным лозунгом «геноцид албанцев в Косово», и требованием отделения Косово от Сербии для защиты косовских албанцев от «длинных рук Белграда», высказанным в свое время еще Ибрагимом Руговой (лидером косовских албанцев), начались бомбардировки сербских городов самолетами НАТО. Подтасовка фактов, подмена понятий, албанское лобби в высших эшелонах власти в США - все это сделало свое дело по перекраиванию политической карты Европы.

Эпизодов информационных атак можно привести еще очень много:
грузинская агрессия в Южной Осетии, которая силами грузинских и мировых СМИ на начальном этапе была завуалирована якобы российским нападением на Грузию;
пропагандистские атаки Японии по поводу принадлежности Южных Курил;
декларируемая борьба латышских легионеров СС за независимость Латвии в 40-х годах прошлого века.

Однако сегодня любая информационная атака с одной стороны может встретить серьезное сопротивление с другой. Ярким примером противодействия информационной войне служит ситуация в Сирии, где группа неравнодушных молодых людей с помощью Интернета демонстрирует реальную картинку из сирийских городов, на улицах которых якобы разгоняются мирные шествия оппозиционеров. Несколько сирийских студентов всему миру показали, кто на самом деле противостоит правительственным войскам в Сирии, что вместе с жесткой позицией России и Китая заставило забуксовать огромную машину западной пропаганды. Сегодня авторам теории информационного подавления противника приходится сталкиваться с ответными действиями, которые порой бывают даже более эффективными, чем разработанная ими методика дезинформационного удара. Задача противодействия информационной войне имеет одно решение: заставить ложь, произнесенную хоть пятьдесят раз, остаться всего лишь ложью, очевидной для всех.
Previous post Next post
Up