Загрязнение воздушного бассейна является ключевым фактором, оказывающим негативное воздействие на состояние природной среды города. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) от 40 до 50% заболеваний человека в наше время могут быть связаны с изменением окружающей среды и, в первую очередь, с загрязнением атмосферы.
В настоящее время автомобильный транспорт (АТ) является одним из основных источников выброса вредных веществ в атмосферу, поэтому их негативное воздействие на окружающую природу и здоровье людей достигло значительных масштабов.
Например, в США доля автомобильного транспорта в загрязнении окружающей среды составляет более 60 %, в Англии - 34 %, во Франции - 32%. В России, например, в Санкт-Петербурге, автотранспорт вносит основной вклад в загрязнение атмосферы
[4]. Сколько это значение составляет у нас в Челябинске. Данные представлены на рисунке - 37,2%. Для сравнения, в Екатеринбурге - 83,9%
[2].
Когда в Челябинске стоял смог 17-20 февраля, по данным Гисметео преобладал южный, юго-западный и западный ветра
[6]. Они дуют с территорий, где отсутствуют крупные пром. предприятия. При таком направлении ветра выбросы основных наших загрязнителей, расположенных на севере, северо-востоке сносятся за город. Почему же тогда в городе стоял смог?
Нужно отметить, что в нашем регионе сами климатический особенности способствуют частому появлению смога в городах. Климат у нас континентальный, часто наблюдаются антициклоны (области высокого давления), которые не позволяют вредным веществам рассеиваться. Поэтому при равном количестве выбросов, воздух у нас будет сильнее загрязнен, чем в городах европейской части России.
Но вернемся к автомобилям. В среднем при пробеге 15 тыс. км за год
[1] каждый автомобиль сжигает 2 т топлива и около 26- 30 т воздуха, в том числе 4,5 т кислорода, что в 50 раз больше потребностей человека. При этом автомобиль выбрасывает в атмосферу (кг/год): угарного газа - 700, диоксида азота - 40, несгоревших углеводородов - 230 и твердых веществ - 2 - 5. Кроме того, выбрасывается много соединений свинца из-за применения в большинстве своем этилированного бензина. Наблюдения показали, что в домах, расположенных рядом с большой дорогой (до 10 м), жители болеют раком в 3 - 4 раза чаще, чем в домах, удаленных от дороги на расстояние 50 м. Транспорт отравляет также водоемы, почву и растения
[4].
К сожалению, мне не известна точная методика, по которой ФГУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу»[9] собирает данные, представленные на рисунке. Попробуем посчитать объем выбросов самостоятельно, используя приведенные выше цифры, не претендуя на 100% точность. Прошу всех, у кого есть данные и необходимые знания, поправить меня.
Число автомобилей в Челябинске в 2013 году составило около 400 тыс
[7]. Простым умножением этого количества на объем выбросов 1 авто в год и сложением разных вредных веществ получаем общую цифру - 389,2 тыс. тонн. К сожалению, данные по выбросам в атмосферу отдельно по городу Челябинску не удалось найти за 2013 год [10]. В приведенном рисунке есть данные за 2011 год. По нашим расчетам объем выбросов в атмосферу веществ от автомобилей превысил данные Центра лабораторного анализа. То есть, доля выбросов автомобилей получилась явно выше выбросов предприятий. Вопрос, где моих расчетах ошибка? Сколько в действительности выбрасывают веществ в атмосферу автомобили?
Данные расчеты не говорят, что не нужно контролировать промышленные предприятия. Обязательно нужно. Но каков же вклад обычных граждан, передвигающихся по городу на машинах, в состояние нашего атмосферного воздуха? Даже если он и равен 37%, это тоже значительная цифра, которая будет только расти со временем. Дорогие специалисты и эксперты, что Вы можете сказать по этому поводу?
Список использованных источников:
1.
http://avto-bloggger.ru/srednij-probeg-avtomobilya/ 2.
http://riarating.ru/infografika/20130806/610579801.html3.
http://www.autostat.ru/news/view/6069/ 4.
http://www.ecorussia.info/ru/ecopedia/transportation_problems 5.
http://www.dishisvobodno.ru/zagryaznenie-vozdukha-v-rossii.html 6.
http://www.gismeteo.ru/diary/4565/7.
http://www.znak.com/chel/news/2013-05-16/1005812.html 8.
http://xn----8sbdbiiabb0aehp1bi2bid6az2e.xn--p1ai/ourcity/transport/8236/ 9.
Комплексный доклад о состоянии окружающей среды Челябинской области в 2012 году10.
Комплексный доклад о состоянии окружающей среды Челябинской области в 2013 году