Об осознанности

May 24, 2016 11:03

Много смутного и непонятного написано о просветлении. Но стоит понять, что оно - лишь момент наступления полной осознанности, и всё встанет на свои места, если, конечно, описать что такое осознанность, и как она может быть полной.

Человек рождается без какой-либо информации о внешнем мире и о самом себе, но начинает исследовать мир и познавать себя с первых минут жизни. Каждый факт невозможно получить только благодаря личному опыту, и поэтому приходится многому верить, бездумно копируя поведение взрослых. Добравшись до совершеннолетия, человек содержит в себе огромную массу привычек, непроверенных утверждений, предрассудков. Количество фактов, проверенных собственным опытом относительно них, крайне мало. Реакция человека в большинстве случаев зависит не от решения его чистого разума, а от привычных шаблонов поведения, которые он принял неосознанно.

Первая проблема в том, что шаблонное поведение никогда не бывает оптимальным. Оно может быть в целом верным (если повезёт), но всё равно создавать для человека проблемы из-за несоответствия шаблонных действий его истинной природе и желаниям. Вторая проблема в том, что шаблоны применяются неосознанно, и если вдруг человек решит найти источник своих бед, то он будет искать их в чём-то новом и необычном, но привычные действия будут иметь иммунитет неприкосновенности. Если с этими проблемами ничего не делать, человек начнёт постепенно отгораживаться от всего нового, видя в нём источник всех бед, создаст себе, насколько это возможно, уютный мирок в котором всё привычно и знакомо, и будет в нём жить, пока игнорирование шаблонных проблем не приведёт к тому, что скорлупа уютного мирка расколется под их массой.

Для решения любой проблемы нужно сначала осознать её существование. Но если проблема лежит в области бессознательного, сделать это крайне сложно. Назовём неосознанными все привычки, утверждения, модели поведения, которые человек приобрёл без детального анализа и понимания того, что именно этот способ действия является оптимальным для него, а доказательство какого-либо утверждения предельно ясно. Сделать их осознанными можно начав с наблюдения. Следует наблюдать за тем как ты ходишь, как ешь, как дышишь, как здороваешься, как смеёшься, как реагируешь на слова других. Наблюдать за всем сразу, конечно же сложно, если вообще возможно, поэтому стоит выбрать для начала что-то одно, и наблюдать за этим. Наблюдение должно быть длительным, полным, беспрерывным. Никакие мысли не должны от него отвлекать. Такое наблюдение называют медитацией. Оно может показаться скучным, и если не удастся отыскать в нём свою прелесть, значит этот путь искателю просветления пока что закрыт =)

Наблюдение рождает осознанность. Теперь ты делаешь вдох не просто так, ты чувствуешь каждую мышцу, участвующую в процессе, ты понимаешь, что начинает вдох, и что его заканчивает, и когда приходит полное понимание того, как ты дышишь, это действие становится осознанным, не обязательно подконтрольным воле, но полностью понятным. Это понимание позволяет совершить следующий важный шаг - изменение, если, конечно, оно необходимо. Человеку может не нравиться его смех, и поэтому он может избегать веселья. Если сначала понаблюдать за своим смехом, а потом подумать над тем, что тебе в нём не нравится, и что хотелось бы изменить, то это открывает путь к самосовершенствованию. Довольно быстро можно научиться смеяться так, как это будет тебе нравиться, и стеснение, если оно было, пройдёт.

Наблюдать следует и за мыслями, за принимаемыми решениями. Что заставило тебя поступить так, а не иначе? Какие причины у твоих поступков, а причины у этих причин? В итоге все причины должны упереться в чувства, эмоции. Т.е. по сути любое совершаемое действие должно объясняться тем, что результат этого действия будет человеку приятен, принесёт радость, сделает его счастливым, ну или хотя бы убережёт от несчастья и неприятных чувств. Если же ничего такого не будет обнаружено и первопричиной окажутся какие-то внешние смысловые конструкции, типа “так надо”, то от такого действия следует отказаться.

Наблюдать следует за утверждениями, истинны ли они? Если утверждение принадлежит миру идей, нужно задуматься, логично ли оно? Каковы его предпосылки, знаю ли я о них? Принял ли я их с ясностью ума после исчерпывающего доказательства, или же принял на веру? Следует максимально глубоко убедиться в прочности опоры утверждения, в истинности его предпосылок. Если хоть одна из них окажется ложной, то ложным может оказаться всё, что зависит от обнаруженного заблуждения. Если утверждение исходит из мира чувств, нужно проследить все нити, идущие к душе, не были ли они искажены чужим мнением, или поспешным решением, мимолётным настроением, или же предубеждением. Отражает ли слово истинные чувства, или же сердце чувствует одно, а разум произносит другое?

Наблюдать следует за всем по очереди, за каждой мелочью, начиная с себя и постепенно распространяя наблюдение на окружающий мир. После того, как какое-либо действие будет полностью осознано, изменено, при необходимости, и осознано снова, как полностью удовлетворяющее разуму и чувствам, тогда можно это действие отпустить. Пусть снова оно совершается без наблюдения и осмысления, этот кирпичик личности уже достаточно хорош, чтобы можно было ему довериться, и теперь можно переключить своё внимание на что-то ещё. Но всё же, периодически следует возвращаться к наблюдению за осознанными ранее вещами, ведь мир и человек меняются. То, что было оптимально раньше, не обязательно столь же хорошо сейчас.

Постепенно осознание будет распространяться всё шире за горизонт, всё глубже к самой сути, и, в какой-то момент, благодаря количеству осознанных вещей произойдёт качественный переход, его и называют просветлением. Внезапно всё в мире становится ясным, чётким, понятным. Больше нет ни тайн, ни секретов. Любую объяснимую вещь просветлённый сможет объяснить, а для необъяснимых, он будет знать что нужно сделать и что узнать, чтобы сделать их объяснимыми. Для просветлённого нет преград ни внутри ни снаружи, его взгляд будь то бы пронзает материю и дух до самой их глубины, моментально обнаруживая всё сокровенное. Но, впрочем, о просветлённых и так достаточно написано. Мне же для стремления к просветлению хватило одной мотивации: они счастливы, всегда и везде. Разве этого мало, чтобы встать на путь осознанности?
Previous post Next post
Up