Конкурс к 55-летию Ахтубинска.
«Мурзилка» моего детства
Недавно в вашей газете прочла я заметку о том, что детскому журналу «Мурзилка», с которым выросло множество поколений детей, исполнилось 90 лет. И вспомнилось мне моё детство и этот журнал. Мы с «Мурзилкой» считай, ровесники. Журналу - 90, мне - 83 года. Родилась я в 1931 году, в Астрахани. Родители мои - речники, папа работал капитаном, в его обязанности входило снабжение бакенщиков всем необходимым не участке от Астрахани до Сталинграда с заходом в Петропавловку. Позже отца перевели во Владимировский район, на участок реки Чёрный Яр - Капустин Яр. Мы переехали в Петропавловку, где живу я с девятилетнего возраста, с 1940 года.
Когда ещё наша семья жила в Астрахани, моя крёстная сделала мне подарок - номер журнала «Мурзилка». Он очень понравился мне. Я подолгу рассматривала картинки, перечитывала стихи, отгадывала загадки….
Весной 1941 года (точно не помню - в апреле или в мае) мы, школьники разных школ, участвовали в олимпиаде - показывали свои таланты на сцене клуба имени Воровского, у нас в заречье. Я долго не могла решить - с каким же номером выступить мне. Помог «Мурзилка». Именно из этого журнала я выбрала стихи для декламации со сцены:
- «Я, ребята, виновата,
Про медведя наврала»….
В олимпиаде участвовали школьники разных возрастов. Особенно запомнились мне две старшеклассницы - Валя Заикина и Нина Ватёнкина. Они хорошо играли на гитарах и пели. Одна из песен была модная тогда «Челита» из репертуара Клавдии Шульженко. Многие девочки переписывали её слова в свои тетрадки - песенки. Жюри отобрало лучшие номера, и мы поехали выступать в Астрахань. Стояли первые дни июня. Ехали мы пароходом. Со мной - любимый журнал с тем самым стихотворением. Очень боялась забыть слова. Врезалось в память, что было это 7 июня. Учителя говорили, что после Астрахани нас повезут в Сталинград - в качестве поощрения и в честь начала каникул...
«Мурзи́лка» - популярный советский, затем российский ежемесячный детский литературно-художественный журнал. Издаётся с 16 мая 1924 года. Адресован детям от 6 до 12 лет. Со дня своего основания до 1991 года являлся печатным органом ЦК ВЛКСМ и Центрального совета Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина.
Детство закончилось в одну ночь
Но вскоре про это пришлось забыть. 22 июня началась Великая Отечественная война.
Позже я узнала судьбу наших гитаристок. Валя Заикина ушла на фронт, была в партизанском отряде, попала в плен и её казнили фашисты. Памятник Вале установлен во дворе её школы, на скромном домике во Владимировке, где она жила, есть мемориальная доска. А Нине Ватёнкиной в годы войны оторвало руку во время бомбёжки заречья. Она находилась вместе с другими молодыми людьми на комсомольском собрании в клубе речников. Тогда многие девушки погибли во время налёта.
Жизнь резко изменилась. Мы, дети, разом повзрослели, посерьёзнели и забыли про игры и про книжки с журналами. Не до «Мурзилки» стало и мне. Папа ушёл на фронт, мама работала на консервном заводе. Мы старались, чем могли, помогать взрослым. Нас от школы водили на завод.
1923-1942
Валентина Закина
Вечером 2 декабря 1942 года, выполняя приказ, отряд «Максим», в котором состояла и наша землячка Валя Заикина взорвал железнодорожный путь под первым эшелоном с мотополком «Нордланд», о чем командир отряда успел передать по радио в штаб 28-й армии, а оттуда информация ушла в штаб Сталинградского фронта.
В неравный бой с горсткой партизан вступила рота гитлеровцев, усиленная огнеметами и минометами. В ходе часового боя семеро партизан погибли. Оставшихся в живых немцы взяли в плен. Всю ночь при свете прожекторов их пытали, пытаясь выяснить, где расположены другие засады. Ближе к рассвету одного из ребят заживо сожгли, а остальных расстреляли. Отряд «Максим» погиб в полном составе, но задачу по задержке вражеских войск выполнил.
Больше сорока лет на заводе
Объёмы работы были большими - наш консервный работал на Сталинградский фронт, бойцов, защитников Родины, надо было кормить. Вот и решили привлекать школьников на подсобные работы. Поставили нас делать голубцы. Принесли ошпаренные капустные листья и целый противень начинки - рис с морковкой и луком. Потом взрослые, работники завода, отлучились в лабораторию, а мы, голодные, по горсточке съели всю начинку.
Потом уже мы всему научились: сворачивать голубцы, накалывать перец и помидоры и так же их фаршировать.
Жить было трудно, и в 13 лет, в 1944 году, школу мне пришлось оставить. Вместо уроков бегала на завод - работать. Чистила лук, а помогал мне мой шестилетний братишка.
Помню, нас в кладовой закрывала тётя Ася - так мы называли рабочую завода Анастасию Ивановну Воскобойникову, и мы там сидели и лук очищали от кожуры. Так вся моя трудовая жизнь и прошла на консервном заводе. В 1948 году меня, 17 - летнюю, уже официально зачислили на работу. Проработала я до 1987 года, потом ушла на пенсию.
Консервный завод 1966 год, ударники коммунистического труда.
На фото из тех, кто знаком редакции: Крайний слева Алексей Бударин, верхнийряд третья слева Евдокия Хлыстова, верхний ряд пятая справа Амина Полоскова
Гляжу порой, какие книжки, какие журналы у сегодняшней детворы, какие красивые школьные принадлежности, и радуюсь. У нас ведь ничего такого не была. И «Мурзилка» сегодня другой, не наш скромненький, на простой бумаге. Но всё равно - хорошо, что журнал-ветеран живёт, и дети любят его, как когда-то любила и я.
Валентина Павловна Николаева
При копировании материалов активная или неактивная ссылка на блог обязательна.