«Как тебя, Ахтубинск, можно не любить?!»
Уважаемые читатели, подписчики, друзья нашей газеты!
В декабре текущего года нашему с вами городу исполнится 55 лет. Предлагаем вам принять участие в конкурсе «Юбилей Ахтубинска». Давайте вместе вспомним, как Ахтубинск рос, хорошел, строился. Давайте вспомним, какие люди внесли свой вклад в развитие и благоустройство города. Присылайте, приносите в редакцию свои воспоминания, заметки (желательно - на электронных носителях, но можно и рукописные) и, конечно же, фотографии прошлых лет. Справки по телефонам редакции: 5-17-47, 5-26-49.
Буксирный пароход "Сократ" пароходства "Волготанкер" и его капитан А.И. Кривцов Зенитными установками с этого судна было сбито пять вражеских самолетов.
Май 1958 г. - героический и легендарный баркас "Кочегар Гетман".
Город отпраздновал светлый и святой праздник Победы в ВОВ над фашистской Германией. Есть в этой Великой Победе частица ратного и трудового подвига жителей Петропавловки.
В июне 1941 года во Владимировском затоне был сформирован «отряд народного ополчения». После работы люди собирались на плац и изучали строевой Устав РККА и материальную часть винтовки, гранаты, пулемета. Женщины учились на курсах санитарок и образовывали сан.дружины. На предприятиях, в судоремонтных мастерских, на флоте, в Бассоли, в двух колхозах и двух артелях Петропавловки, люди трудились с удвоенной и утроенной энергией, перевыполняя нормы.
Удобное географическое положение, наличие речной пристани, ж/д ст. «Владимировская пристань», близость ж/д ст. Ахтуба и ж/д ст. В. Баскунчак предопределили судьбу Петропавловки - ей суждено было стать одной из крупнейших, стратегически важных переправ в Нижнем Поволжье. Через Петропавловку отправлялись войска и военные грузы на Запад страны, а с западных районов к нам в Петропавловку прибывали уже летом 1941 г. (еще до Сталинградской битвы) беженцы, эвакуированные и раненые. Прибывали на пароходах, баржах, баркасах, плашкоутах, лодках, на машинах и подводах и даже пешком - день и ночь. Сотни и тысячи людей наводнили Петропавловку - доходило до 20000 человек. Прибывающие с Востока войска тоже не сразу могли выехать: ожидали отправки на баржах, стоявших на берегу или у местного населения на квартирах.
С сочувствием и состраданием принимали жители Петропавловки эвакуированных, делились кровом, одеждой, едой, хотя сами получали пайки по карточкам. Брали на воспитание детей-сирот из эвакуированных. Помогали чем могли.
Воронка не в земле, но в душах
Для того, чтобы справиться с огромным наплывом людей, в Петропавловке летом 1941 года был создан эвакопункт. Эвакопункт решал множество вопросов прибывающих людей: нужно было накормить, оказать медпомощь, кому она была нужна, определить на постоянное или временное проживание, в школы, к местным жителям, устроить на работу, помыть в бане и продезинфицировать одежду. Ведь прибывали туберкулезные, тифозные (а значит вшивые) и больные другими болезнями люди. Тем, кто ехал дальше на Восток страны, выдавали документы на дальнейшую эвакуацию и пайки. Часто с пароходов и барж снимали трупы умерших в дороге людей. Их надо было хоронить. Случалось, что умерших хоронили дежурные по вокзалу прямо на берегу, у пристани.
С сентября 1941 года в Петропавловке начал работать военный госпиталь. Сначала он разместился по ул. Октябрьской (сейчас это ул. 8 Марта, 42). Раненых поступало много. Две больницы и госпиталь были переполнены. Тогда госпиталь перевели в 2-х этажное здание школы № 5. В памяти жителей о госпитале на ул. Октябрьской остались воспоминания о воронке недалеко от госпиталя и что в нее хоронили умерших от ран бойцов. Второй госпиталь открылся в клубе им. Воровского. Он сгорел от бомбежки.
При поселковом Совете Петропавловки был создан штаб по мобилизации людей на трудовые работы. Руководила им Тетерятникова М.Н. (Стебенькова) и подчинялась райисполкому и военкомату. Шла мобилизация на помощь госпиталям, на рытье рвов, окопов и гнезд для зениток и орудий. От Владимировской пристани мобилизовали людей и баркасы для переправы на Сталинград и на другие работы.
"Я помню искореженные части вагонов"
С августа 1942 года Петропавловка стала подвергаться бомбардировкам. На территории судоремонтных мастерских от бомбежек пострадали здания механического, модельного, электрического цехов, материального склада. На лесозаводе тоже были разрушения. Полностью был разрушен речной береговой вокзал, разрушена больница водников, пострадал клуб речников, сгорел клуб им. Воровского, были разрушения частного сектора. От бомбежек горела 1-я солемолка и ж/д состав. Очевидцы рассказывают, что из цистерн выливалось и горело подсолнечное масло.
Я сама помню лежащие искореженные части вагонов, колесные нары в страшном нагромождении, вдоль ж/д насыпи, начиная от магазинов на пристани и дальше, за старый клуб речников. Это было так близко к дому, что мы, дети, часто лазили по этому металлолому. Играли мы и на развалинах больницы водников.
Было много жертв, много осталось искалеченных людей (три женщины в Петропавловке потеряли по одной руке). От бомбежек люди уезжали в Джелгу, на Пшеничную зимовку, на остров Маслиев и в другие места. Даже судоремонтные мастерские переправили несколько станков на о. Маслиев и работали по ночам. С риском для жизни работали женщины на зачистке барж (баржемойки) под открытым небом. Так же приходилось работать конопатчицам барж, не защищенными от бомбежек. Но надо было работать - спасать свою Родину, не жалея себя. И люди работали, не жаловались и не роптали.
За трудовыми подвигами стоят отвага и молодость
С началом войны значение солепромысла «Бассоль» значительно возросло. В связи с вынужденным сокращением добычи соли в Донбассе (захвачен Артемовский рудник), план IV квартала 1941 г. для «Бассоли» значительно увеличен по сравнению с другими годами. Не смотря на бомбежки, в Петропавловке продолжал работать помольно-погрузочный цех (ППЦ). Ежедневно от причалов солемолок отправлялись баржи с солью (в пути следования тонули от бомбежек и от мин), продолжая снабжать ею всю страну.
С началом Сталинградской битвы, в первый же день, 23 августа 1942 г. фашисты разбомбили Сталинградскую нефтебазу. Огненная река нефтепродуктов стекала в Волгу и от этого Волга горела на многие километры. Нефтебаза Петропавловки стала базой снабжения ГСМ Сталинградского фронта. Это была крупнейшая нефтебаза. Она снабжала 6 районов Нижнего Поволжья и реализовывала до 5000 тонн нефтепродуктов в год. По военным сводкам она значилась, как «Фронтовой склад ГСМ № 1020» (ФСГ). На нефтебазе работали, в основном, девчонки, только что окончившие школу. С риском для жизни работали девчата, ведь в любой момент могли сгореть заживо в огне, если бомбы попадут в резервуары с ГСМ. Они же по ночам, с винтовкой в руках, в тулупе, охраняли нефтебазу от диверсантов. Жители прилегающих к нефтебазе улиц, уходили и уезжали подальше от нефтебазы, боясь сгореть в огне.
Недооцененная фашистом оборона
Значение «Владимировской пристани» еще более возросло не только как стратегически важной переправы, но и как единственной базы снабжения горючим Сталинградского фронта, без чего невозможны ни полеты самолетов, ни боевая готовность военной техники.
Фашистские асы нещадно бомбили ж/д ст. В. Баскунчак, ж/д ст. Ахтуба, ж/д ветку Ахтуба-Паромная, ж/д ст. «Владимировская пристань» в Петропавловке и сам поселок - потому что понимали, что через эти населенные пункты идет подкрепление к Сталинграду.
Вот только фашисты явно недооценили природные богатства Нижнего Баскунчака и тот факт, что сюда был эвакуирован Перекопский бромный завод, стратегически важный военный объект. И хорошо, что недооценили.
Через Петропавловку на Восток страны переправляли авиашколы со всем снаряжением (Одесскую, Калининскую и др.) Одна из школ - «Шестая Воронежская авиационная школа пилотов первоначального обучения» дислоцировалась в Петропавловке с 20.12.41 г. по 10.07.42 г., где молодые пилоты проходили первоначальное обучение. По свидетельству местных жителей, в Петропавловке, в районе Болящей зимовки, в садах была достаточно хорошо замаскированная лощина, на которую и садились учебные самолеты.
«Владимировскую пристань», по военным донесениям «порт Владимировка», ж/д ст. Ахтуба, сл. Владимировку, ж/д ст. В. Баскунчак, ж/д ст. «Владимировскую пристань» защищали в октябре 1942 г. летчики 437 авиаполка. По тревоге вылетали они на прикрытие «порта Владимировка». За 4 дня сбили 11 самолетов противника и 6 самолетов подбили.
Доблестные речники трудились в условиях систематических бомбежек и минной опасности. На глазах у них тонули суда, погибали члены команд и семей. Зенитными средствами с речных судов было сбито 20 самолетов противника. Многие буксирные пароходы: «Алтай», «Сократ», «Игарка», танкер «Печенег» и другие были заняты на перевозках между «Владимировской пристанью» и Сталинградом. Поистине «дорогой жизни» стал этот участок Волги.
Забытые святыни
В 1942-1943 г.г. от вражеских мин и бомбовых ударов с воздуха на Волге погибло 225 речных судов и 30 кораблей Волжской военной флотилии. Долго по Волге плыли трупы погибших. Плыли трупы и по Владимировскому затону, даже по Апошлиному ерику в Петропавловке и в Круглом озере. Жители прибрежных сел хоронили их.
После завершения Сталинградской битвы в Петропавловке работала «Экспедиция подводных работ особого назначения» (ЭПРОН) по подъему затонувших судов в затоне. Работали военные подводники, водолазы.
Прошло уже 69 лет со дня окончания ВОВ. О тех суровых днях живут воспоминания у старшего поколения Петропавловки. Но людей этих уже почти не осталось. В Петропавловке много памятных мест, которые напоминают о войне, но они, к сожалению, до сих пор никак не отмечены.
К 9 Мая на Доме культуры речников установлены мемориальные доски летчикам 437 авиационного полка, защищавшего ж/д станцию Владимировского района и «Владимировскую пристань». Хотелось бы, чтобы работа по увековечиванию памятных мест в Петропавловке была продолжена. И чтобы появились мемориальные доски на зданиях старой школы № 5, в которой был госпиталь, библиотеки № 1, где была разрушена больница водников; отметить место, на котором находилась стратегически важная нефтебаза. Особо отметить место стратегической переправы - «Владимировской пристани», через которую шло подкрепление для Сталинградского фронта...
Еще в годы Гражданской войны, когда вокруг Царицына сжималось белогвардейское кольцо, Владимировская пристань играла важнейшую роль в обороне. Через нее проходила транспортировка военных грузов и воинских частей на Царицын.
Владимировский затон, где гибли суда и плыли трупы, берег затона, где хоронили эвакуированных и беженцев - это памятные трагические места в Петропавловке. Пора об этом вспоминать, хотя бы 9 мая и 23 августа (начало Сталинградской битвы), и возлагать цветы и венки на берег и в воды затона.
«Это нужно», как говорят, «не мертвым, это нужно живым». Чтобы молодое, подрастающее поколение знало и помнило, какие чудовищные испытания пережили жители Петропавловки, в том числе и их старшие родственники в годы ВОВ.
Вот где исторически было бы справедливо построить набережную в память о том грозном времени! Тем более, что в 2015 г. исполняется 150 лет с момента основания Владимировской пристани, а в 2017 г. - 150 лет Петропавловке.
А для начала нужно хотя бы очистить берег затона от мусора в районе пристани, а не только в местах отдыха проводить акцию «Чистые берега».
Алефтина Нестеренко, Ахтубинская правда
При копировании материалов активная или неактивная ссылка на блог обязательна.