«Как тебя, Ахтубинск, можно не любить?!»
Уважаемые читатели, подписчики, друзья нашей газеты!
В декабре текущего года нашему с вами городу исполнится 55 лет. Предлагаем вам принять участие в конкурсе «Юбилей Ахтубинска». Давайте вместе вспомним, как Ахтубинск рос, хорошел, строился. Давайте вспомним, какие люди внесли свой вклад в развитие и благоустройство города. Присылайте, приносите в редакцию свои воспоминания, заметки (желательно - на электронных носителях, но можно и рукописные) и, конечно же, фотографии прошлых лет. Справки по телефонам редакции: 5-17-47, 5-26-49. Открываем конкурс материалом нашего постоянного автора Василия Удальца.
Василий Удалец, полковник в отставке, ветеран Вооруженных Сил.
Есть в Ахтубинске уголок, который имеет свою, почти уже забытую историю, но богатую, интересную, и связанную с именем известного в авиационных кругах человека, сделавшего значительный вклад в развитие нашего города и гарнизона. Уголок города, привлекший моё внимание, находится в объятиях улиц Жуковского, Циолковского, Нестерова и Черно-Иванова, и состоит из 5 домов, обычных «хрущёвок». К ним сейчас относятся с пренебрежением и особой долей иронии, а когда-то, когда они появились на свет, и были готовы принять в свои квартиры военнослужащих, ютившихся в частных домовладениях жителей Владимировки и Петропавловки, они были объектом восхищения и безграничного уважения.
Конец 50-х, дома по ул. Циолковского №8, 6. На заднем плане - дом №1 по ул.Нестерова, А за ним - через дорогу - Польские Выселки.
Польские Выселки сегодня
ОКРАИНА С ТРЕХМЕТРОВЫМ КАМЫШОМ
Я прохожу по территории данного квартала и убеждаюсь, что в значительной степени первые этажи во многих домах уже давно нежилые. Они заняты различными офисами и торговыми точками. Можно даже некоторые назвать: три различных банка, почтовое отделение, частные стоматологическая клиника и аптека, магазины... почти всё размещено в когда-то жилых квартирах, получить которые в то время для многих было большой радостью и удачей. Этот уголок с внешней стороны обнесён рядом всевозможных невысоких строений. Они появились здесь в последние пять лет. В них размещено всё, что только можно предположить: от продуктов до мобильников, от напитков до обуви, можно зайти в биллиардную, расположенную в кафе рядом.
Если представить, что вы находитесь на этом месте в конце 50-х - начале 60-х годов прошлого века, то это самая настоящая окраина, с трехметровым камышом вдоль железной дороги и первыми домами, с несанкционированными свалками, непролазной грязью в осенние и весенние дни. Поскольку в первых двух построенных здесь домах поселились военнослужащие, переведённые сюда с Чкаловской, во главе с их командиром А. А. Польским, то это место получило своё неофициальное название - Польские Выселки. Если спрашивали, «где живешь?», так и отвечали - «на Польских Выселках».
Именно жильцы этих двух домов облагородили эту территорию. Убрали мусор, заросли камыша, начали высаживать деревья и кустарники, разбивали клумбы для цветов, осуществляли летом полив. Эту инициативу подхватывали те, кто получал квартиры в домах рядом, которые строились здесь чуть позже. Вдохновлял на эти поступки своих подчинённых Анатолий Афанасьевич Польский. Он и сам принимал в подобных мероприятиях активное участие.
Происходили изменения в это время и на закрытой территории гарнизона. Как на дрожжах росло величественное здание лабораторного корпуса. Вдохновителем идеи его строительства был А.А. Польский. Именно под его руководством и непосредственном участии был разработан проект здания. Добротные помещения лабораторий, рабочих комнат, светлые, удобные холлы, библиотека, столовая, административные помещения, читальный зал, конференцзал. Нет необходимости перечислять достоинства этого лабораторного корпуса, обогнавшего время на полвека вперёд. Оно и сейчас является одним из лучших на всей закрытой территории.
ЛАБОРАТОРНЫЙ КОРПУС «КЛИМАТ»
Как известно, всё радиотехническое, приборное и авиационное оборудование в его широком разнообразии, прежде чем попасть на борт самолёта, проходит лабораторные испытания. Его проверяют на прочность и работоспособность в разных климатических условиях от жары до холода, влаги, в условиях различных характеристик атмосферы, механических воздействий в виде тряски, ударных нагрузок. Такие испытания возможно проводить только при наличии специального оборудования, позволяющего воспроизводить те или иные режимы. Для этого под руководством Анатолия Афанасьевича создаётся специальный лабораторный корпус, вошедший в историю под названием «Климат». Здесь были установлены лучшие отечественные и иностранные разработки соответствующего испытательного оборудования: центрифуги, барокамеры, холодильные установки, всевозможные вибрационные и ударные стенды и тому подобное.
Под его руководством разрабатываются испытательная и руководящая документация. Стандарты, нормали, технические требования, программы и методики испытаний в широком плане ориентированные на поступательное развитие отечественного бортового оборудования летательных аппаратов различного класса.
УЧЕНЫЙ, ПАТРИОТ И ПРОСТО ОЧЕНЬ ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК
Как учёный, лауреат премии Госкомоборонпрома, обладатель высокого воинского звания - генерал-майор авиации, Анатолий Афанасьевич был готов возглавить любое учреждение, занимающееся проблемами в той области, которая стала смыслом его жизни. В разные годы Польский работает заместителем начальника ЛИИ МАП, возглавляет научно-исследовательский институт авиационного оборудования (НИИ АО), занимает пост генерального директора совместного советско-датского предприятия «Техносервис», главного конструктора одного из НИИ. Где бы ни работал Анатолий Афанасьевич, он оставался лидером, общительным и доступным человеком, лишённым того, что в советское время называли элементами вождизма. Он пользовался заслуженным авторитетом у подчинённых, товарищей по работе, вышестоящего начальства. Таким он остаётся и в настоящее время.
На всём протяжении своей жизни А.А. Польский - патриот страны, ему близки и дороги понятия Родины, России, Отечества. С особым душевным теплом он отзывается об ахтубинской земле, о нашем городе, где он со своей семьёй, своими подчинёнными, обживал и благоустраивал Выселки Польского. Здесь он вырос профессионально, стал специалистом высшей категории, что сослужило ему хорошую службу в дальнейшей жизни. Именно здесь, по его собственному признанию, произошло его слияние с природой и удалось понять истинный смысл жизни. Красота Волги, пойменные и степные просторы, рыбалка, охота оставили неизгладимые впечатления на всю жизнь. Тяга к этим краям не ослабевает до сих пор. Наши места, Польские Выселки, часто снятся ему по ночам.
Творческой группе, подготовившей к изданию книгу «Главный испытательный аэродром», посчастливилось общаться с этим удивительным человеком, живой историей развития отечественной авиации и в первую очередь - бортового оборудования, которое является в совокупности мозгом боевого комплекса, позволяющим выполнять широкий круг боевых и специальных задач. Он оказал большую помощь в подготовке материалов книги. Его собственные замечания глубоки, исторически достоверны, лишены сколь-нибудь идеологической подоплёки, основаны на научном анализе событий, решений, роли того или иного человека в истории ГЛИЦ. Он помог наладить связь с ветеранами ГЛИЦ, долгожителями: Микояном С.А., КлягинымА.С., Гайдаенко И.Д. и другими. Каждое общение с ним по сети Интернет являлось для нас событием, которое наполняло духом жизнелюбия, восхищения его памятью, помнящему сотни фамилий и имён, названий научных учреждений, всевозможных дат, печатных изданий, отдельных статей, их авторов…
9 апреля 2014 года Анатолию Афанасьевичу Польскому исполняется 93 года. Он бодр, жизнедеятелен, устремлён в будущее и увлекает на созидание доброго, порядочного, всех, кому приходится общаться с этим удивительным человеком, являющимся в значительной степени олицетворением того времени, которое историки называют Советской эпохой.
9 апреля 2014 года Анатолию Афанасьевичу Польскому исполняется 93 года
Послужной список А.А.Польского огромен. Он всегда находился на переднем крае там, где решались вопросы создания, развития, испытаний бортового оборудования летательных аппаратов и его внедрения на борт. Его авторитет, как исследователя, испытателя, администратора был и остаётся непререкаемым, а опыт остаётся востребованным и в наши дни. В его жизни, как вехи, определяющие его место в строю отечественной и мировой научной элиты, явилось участие в комиссии по исследованию останков уничтоженного над нашей территорией американского самолёта разведчика У-2, первого мая 1960 года, а также участие в работе государственной комиссии, занимающейся исследованием и определением причин гибели первого космонавта Юрия Алексеевича Гагарина. В обоих случаях к его мнению прислушивались на самом высоком уровне.
При копировании материалов активная или неактивная ссылка на блог обязательна.