С апреля сорок четвертого начался отсчет фронтовых будней 18-летнего украинского парня Федора Максимюка. Сначала он - стрелок 361 стрелкового полка, а с августа 1944 года - наводчик орудия 228 отдельного истребительного противотанкового артиллерийского дивизиона 196 стрелковой дивизии 3-го Прибалтийского фронта.
Артиллеристы! Точный дан приказ!
…В Ахтубинске, на площади Ленина памятная композиция в честь дошедших до Берлина фронтовиков, включает в себя как раз такую, 76 - миллиметровую дивизионную пушку образца 1942 г. (3ИС - 3), с которой прошел свой боевой путь Федор Яковлевич Максимюк. Глядя на эту пушку сегодня, на кажущиеся скромными и какими-то ненастоящими панорамный прицел, зарядное устройство, 5-миллиметровой толщины щит для защиты расчета, с трудом представляешь себе реальную мощь этого орудия. А ведь ЗИС-3 была массовым советским артиллерийским орудием, выпущенным в годы Великой Отечественной войны. Оно признано специалистами как одно из лучших орудий II мировой войны. Гитлеровцы называли советские дивизионки «ратш-бум» - звук пролетающего со сверхзвуковой скоростью снаряда был слышен чуть раньше, чем долетал звук выстрела.
И задали же наши «ратш-бумы» жару фашистам! Снаряды летели на вражеские позиции порой с самых непредвиденных сторон. А это значит, что артиллерийским расчетам часто приходилось проявлять чудеса мобильности, точности, слаженности в работе. В составе расчета (всего их четверо: командир орудия, наводчик, заряжающий и подносчик снарядов) Федор Максимюк занимал место ответственное, влияющее на результат - был наводчиком орудия.
Как и многие фронтовики, Федор Яковлевич в воспоминаниях о войне был немногословен. Такими, как он, людьми, выросшими в повседневном сельском труде, фронтовые будни воспринимались тоже как работа - изнурительная, в грязи и крови, без сна и отдыха, но которую нужно было выполнять с полной отдачей, добросовестно и честно. Эти качества - верность долгу, дисциплинированность, трудолюбие - были привиты с детства и в периоды испытаний только окрепли.
Испытаний же, хоть и в конце войны, хватало. Артиллерист - он отвечает не только за себя, а, в первую очередь, за орудие. Дороги фронтовые известно какие, хоть и Европа, хоть и на автомобильной тяге часто пушки передвигались, а мышечную силу никто на войне не отменял. Уставали до изнеможения, только молодостью и силой воли брали. Бывало и такое, что шагающие рядом пехотинцы или свои же, из расчетов, полностью обессилевшие, пытались присесть на лафет (что было строжайше запрещено!), мгновенно проваливались в сон и падали под колеса пушек. Это называлось «небоевые потери» и было особенно горьким и обидным.
За взятие Кенигсберга
В составе артдивизиона довелось Федору Максимюку принимать участие в штурме суперукрепленной немецкой крепости - Кенигсберга. И вот ведь как бывает: в наземных боях по взятию этого города участвовал отец моего мужа, артиллерист Федор Максимюк, а в воздушных боях мой отец, стрелок - радист фронтового бомбардировщика, Александр Луцков. Оба награждены медалями «За взятие Кенигсберга».
За учебу, не сняв гимнастерки
Демобилизовавшись в декабре 1945 года, дальнейший свой жизненный путь Федор Максимюк представлял себе четко. Тяга к знаниям и к технике была одинаково сильной, стремление учиться у вчерашних фронтовиков активно поощрялась. И с того же декабря 45-го он - курсант 380-го отдельного автомобильного батальона Воронежского военного округа; спустя год - автоинструктор Высших авиационных курсов слепой и ночной подготовки летчиков; с февраля 1953 года - курсант курсов по подготовке офицеров - автотехников Северо-Кавказского военного округа.
Построить дом, вырастить сына, посадить дерево
Нельзя сказать, что послевоенная жизнь молодого Федора Максимюка была посвящена исключительно службе и учебе, совсем нет. И семья появилась: горячо любимые жена и сыночек, и хлопоты бытовые. И на всё как-то хватало сил и времени, никто не был обделен вниманием и заботой; семьянин Федор Яковлевич был исключительный!
В Ахтубинск молодую офицерскую семью перевели в 1957 году, до этого некоторое время служба протекала в Таврическом военном округе, то есть в Крыму. Ахтубинск встретил весенним половодьем (на лодках по петропавловским улицам - это реалии того времени) и нашей знаменитой ядреной мошкой. Впрочем, это, наверное, яркое воспоминание многих тогдашних молодых офицеров. Устроенностью быта похвалиться также было нельзя - в магазинах поначалу пришлось пожить, и в коммуналке…. Но какими бы ни были окружающие стены, внутри них неизменно царили порядок, уют, мир и согласие. Службе отводилась большая часть времени, однако, выходные полностью посвящались семье, хлопотам по дому, гаражу и отраде души - рыбалке. За долгие годы жизни в нашем крае Федор Яковлевич лучше иных местных знал уловистые места и с пустыми руками домой ни разу не возвращался.
Было еще одно душевное увлечение у этого человека. Везде, где бы ни приходилось жить, служить, Федор Яковлевич сажал деревья. Самые разные - фруктовые, декоративные; любил высаживать кусты сирени, шиповника. Если вспомнить, весь наш город и берега реки в свое время заполнили зелеными саженцами именно они, наши отцы - фронтовики. А теперь кажется, что лес у моста был всегда… Наверное, только тот, кто видел много горя, разруху, огни войны, пережил потерю боевых друзей и родных людей, мог, в полной мере, оценить простые радости мирной жизни, возможность заниматься знакомым и любимым делом, верить в будущее и приближать его.
Не стареют душой ветераны
После выхода в отставку Ф.Я. Максимюк еще долго работал в предприятиях военной промышленности. Все, кому приходилось с ним служить и работать, относились уважительно и с симпатией к этому тактичному, неизменно приветливому, скромному и улыбчивому человеку. Ему, статному и красивому, необыкновенно шла военная форма. Уже став седовласым ветераном, Федор Яковлевич с удовольствием и гордостью надевал парадный мундир в самый любимый свой праздник - День Победы. Сияли под весенним солнцем боевые медали, Орден Отечественной войны, юбилейные награды…
Казалось, что так будет всегда: цветущий май, песни фронтовых лет из репродукторов над площадью, подтянутые, враз помолодевшие ветераны - фронтовики, восторженные взгляды горожан - сама история в живых, таких родных лицах наших отцов… Осталось только светлая память.
Галина Максимюк, Ахтубинская правда
При копировании материалов активная или неактивная ссылка на блог обязательна.