Раевский Александр Михайлович 1957-2008
А.М.Раевский
Герой России (15.08.1995) Заслуженный летчик-испытатель РФ (2002), полковник.
Родился 1 января 1957 года в г. Поставы Витебской области Белорусской ССР. Выпускник Минского суворовского военного училища (СВУ) 1974 г., был направлен для продолжения учебы в Киевское высшее военное инженерное танковое училище. Однако мечта о небе привела его в 1975 г. в Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков, которое он закончил в 1979 г.
Обучение на Як-38 (самолет с вертикальным взлетом) начал в 1980 г. Участник боевых походов ТАКР «Минск» и «Новороссийск». Совершил 234 посадки на палубу, общий налет на Як-38 - 160 ч.
В 1985 г. окончил Центр подготовки летчиков-испытателей (ЦПЛИ). Службу продолжил в 8 ГНИИ МО (ныне Государственный летно-испытательный центр).
Проводил испытания самолетов и вертолетов авиации флота, кораблей «Баку» (ныне «Адмирал Флота Горшков») и «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». 28 августа 1990 г. одним из первых военных летчиков-испытателей выполнил самостоятельную посадку на корабль на самолете Су-27К (Су-33).
В 1992 году, на момент распада Советского Союза, Раевский проходил службу на Лётно-испытательном полигоне в Феодосии (Крым). Категорически отказался принимать новую присягу и служить в Вооружённых силах Украины. С трудом перевёлся в Российскую армию.
C 1992 г. - старший летчик-испытатель ГЛИЦ им. В.П.Чкалова.
В начальный период испытания проводились на палубе, не оборудованной необходимыми техническими приспособлениями (отсутствие системы стабилизации палубы, недоведенность свето-технической системы посадки, недостатки в энергосистеме корабля и т.д.), которые впоследствии были внедрены для выполнения взлета и посадки.
2 сентября 1993 г. в связи с крайне сложными метеоусловиями в районе авианесущего крейсера, когда ограниченный остаток топлива не позволял уйти на береговой аэродром, Александр Михайлович принял решение произвести посадку на палубу (ее размеры 205 на 26 метров). Пользуясь указаниями руководителя визуальной посадки, он впервые этот элемент полета выполнил вслепую.
27 августа 1994 г. на тяжелом авианесущем крейсере произошел отказ оптической системы «Луна-3М», без которой посадка на палубу не выполняется. Отвергнув возможность катапультирования, что в условиях, когда береговой аэродром оказался закрыт туманом, казалось единственным выходом, Александр Михайлович, проявив хладнокровие, выдержку, отвагу и высокий профессионализм, с первого захода совершил ювелирную по точности посадку на палубу корабля, чем обеспечил сохранность дорогостоящего опытного самолета.
С 28 августа 1990 г. до окончания летного этапа испытаний 12 сентября 1994 г. полковник А.Раевский совершил 78 посадок на палубу авианосца, из них более 50 - в условиях, сопряженных с риском для жизни. Вместе с Героем России, летчиком-испытателем Н.Ф.Диордицей первым выполнил ночные полеты с авианосца. В 1996 г. они в Ахтубинске на Су-27 и МиГ-29 продемонстрировали высший пилотаж на малых высотах президенту России Б.Н.Ельцину. После чего им и были вручены Золотые звезды Героев (звание было им присвоено еще в 1995).
Освоил 38 типов самолетов и вертолетов различных модификаций, налетав более 2400 часов, из них более 600 - на испытания. Совершил более 200 безаварийных посадок на самолетах Су-27К, МиГ-29К на палубу авианосца.
С 2000 по декабрь 2002 - начальник 1-го Управления (ЛИЦ) ГЛИЦ.
С 2002 - начальник Летно-испытательного центра «Чкаловский».
С 2006 - начальник штаба ГЛИЦ, ВРИО начальника Государственного летно-испытательного центра им. В.П.Чкалова
Погиб в автокатастрофе 30 августа 2008 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.
Награжден медалями.
Источник