"Крыло Икара"

Mar 16, 2013 10:11

Оригинал взят у avia_gorizont в "Крыло Икара"





Продолжаю свои записки о путешествии в город летчиков-испытателей Ахтубинск, где расположен Государственный летно-испытательный центр им. В.П. Чкалова. Сегодня речь пойдет о символе города - монументе "Крыло Икара", посвященного погибшим летчикам-испытателям. Другое его название - "Летчикам-испытателям прошлого настоящего и будущего". Оно хоть и длинное, но, я считаю, лучше отражает основную идею монумента: есть сомнения, что Икар, нарушивший полетное задание генерального конструктора крыльев Дедала - подходящий для этого персонаж. Впрочем, будем считать, что это просто собирательный образ всех тех, кто стремился к полету. Тем не менее, сам памятник, на мой взгляд, очень красив!




Рассказ о монументе даю по книге литературно-исторических очерков ГЛИЦ имени В.П.Чкалова "Помним всех поименно".
Одной из главных достопримечательностей города авиаторов Ахтубинска" является мемориальный комплекс "Крыло Икара". Главный элемент композиции - стальное крыло, олицетворяющее стремление человечества к полету и познанию неизвестного.




"Испытателям не вернувшимся из полета"

Рядом расположены четыре черные гранитные стелы, на которых увековечены имена погибших испытателей. Стелы венчают стихи поэта Роберта Рождественского:
"Вы в небо ушли, растаяв
В далекой облачной мгле,
Память о вас осталась
В ваших делах на земле.
Помним всех поименно,
Горем помним своим.
Это нужно не мертвым,
Это надо живым".












Завершает ансамбль могила и памятник Героя Советского Союза, заслуженного летчика-испытателя СССР, полковника Николая Стогова.







Открытый осенью 1971 года, мемориальный комплекс имеет непростую историю. Идея создания архитектурного ансамбля принадлежит начальнику ГНИКИ ВВС (так тогда именовался ГЛИЦ) в 1970-78 годах, заслуженному военному летчику СССР, генерал-майору Ивану Дмитриевичу Гайдаенко и его заместителю Степану Анастасовичу Микояну.
Создание комплекса было поручено волгоградскому скульптору, ныне народному художнику России Виктору Фетисову, ученику знаменитого скульптора Е.В. Вучетича.
Вспоминает скульптор Фетисов:
"- Мне повезло, в прежние годы комсомолом проводились всевозможные конкурсы, на одном из них было представлено «Крыло» - наша совместная с архитектором Диной Ершовой работа. К сожалению, идею не поняли. Помог случай. Из Ахтубинска приехал Степан Анастасович Микоян и с ним еще несколько испытателей. Увидев макет «Крыла», сразу оживились и даже предложили: «Так вот он, готовый памятник, что мы еще придумываем?»
Микоян слыл человеком очень интеллигентным и тонко улавливающим грань между хорошим и безвкусицей, поэтому сразу сказал: «Нам не надо эпохальных фигур, улетающих куда-то в неизвестность». Помните, после полета Гагарина в космос, стало модно сооружать памятники с человеком, протянувшим ввысь руки. Значит, надо было искать какой-то обобщающий символ авиации прошлого, настоящего и будущего. «Крыло Икара» легло в основу монумента.
Судьба памятника оказалась не так проста, его даже пытались закрыть, когда мы фактически завершали работу над ним. Узнав о сооружении монумента, в Москве забеспокоились, а почему без высочайшего соизволения. Честно говоря, я тогда очень сильно переживал. Но благодаря поддержке наших испытателей, отчаянных людей, твердо настоявших на первоначальном варианте, «Крыло» удалось отстоять. Если взглянуть на мемориал с высоты птичьего полета, то в мраморных плитах угадываются кресты. Конечно, рисковали, ведь запросто могли заподозрить в крамоле. Творческий процесс рождает новые оригинальные идеи. Я сам создал бригаду, образно говоря, перетащил ее сюда в Ахтубинск. Причем ребята подобрались, что надо, ювелиры своего дела. Одним словом, проект создали близкие по духу люди. Привезли пеньки.
Знаете, когда бьешь металл в одну сторону, он упруго прогибается, бьешь в другую - происходит то же самое. Завезли сюда на место строительства песок, разбили площадку. Прямо под открытым небом творили. Вырезали листы из нержавеющей стали, гнули кувалдой на пеньках, а затем сваривали. Что касается сварщика, то это отдельная история. Был такой мастер из Капустина Яра, ракетные шахты варил, так я за ним специально туда ездил. Высиживал по часу на совещаниях, чтобы его по пути кто-либо не перехватил.
Нашу работу заметили в Куйбышеве. Дело в том, что всего три памятника было выполнено в стране этим методом и один из них «Рабочий и Колхозница» Мухиной. Правда, в отличие от нас его изготавливали на заводе, а мы, считай, в поле. И еще одна тонкость. Сегодня знаменитая скульптурная композиция, украшавшая вход на ВДНХ, находится на реставрации - прогнили металлические каркасы. Так вот, я впервые применил уникальную технологию, облепив каркас гипсом. Он гигроскопичен и позволяет сохранять внутри оптимальный баланс. Зимой поглощает влагу, а летом ее отдает, не позволяя металлу коррозировать. И вот спустя 30 лет, памятник так же хранит черты своей юности. Время не властно над ним. Требуется только косметический ремонт основы.
Памятник долго строился, но сегодня без него уже невозможно представить не только архитектурный облик города, но и, наверное, духовную часть нашего бытия".
Оригинал воспоминаний скульптора.



Возложение цветов к мемориалу в очередной День памяти 28.04.12: "Это нужно не мертвым - это нужно живым".




Ранее: в ГЛИЦ им. Чкалова заложена новая ВПП

Береговой, Николаев, Су, Авиация, Трегубенков, Бариев, Сухой, Русские Витязи, Ахтуба, Полигон, Лаврентьев, Токарев, Попович, Агурин, Раевский, ГЛИЦ, Ахтубинский район, Офицеры, Музей авиации, Буран, Буря, Испытания, 1959, Летка, Арцебарский, Гужвин, Авиаторы, Мутовин, ВВС, МАИ, Диордица, Петруша, Спичка, Афанасьев, Терновой, Авиатор, Взлёт, Маликов, Памятник, АТВ, Соловьян, Андреев, Кружалин, Владимировка, Испытатели, Микоян, Чкалов, Манаков, Колбаско, Рыбалка, Финогенов, Стрижи, Бахчиванжи, Иванов, Лавочкин, Баскунчак, Соковых, Крыло Икара, Стогов, Ахтубинск, МиГ, Искра, Гарнизон, Клишин, Богдо, Астраханская область, Титов

Previous post Next post
Up