Продолжая о Маслоу: с высоты гуманитарного разума, он восхищается тем, что мотивированность самореализующегося человека не убывает, то есть по достижении цели он не прекращает поисковое поведение, а напротив, стремится к новым высотам. Низменные мотивации, направленные на удовлетворение базовых потребностей, обычно резко пропадают после удовлетворения оных. С учётом того, что человек в принципе способен в каждый момент решить, чего ему больше хочется, то получается, что мотивация - измеримое понятие. Её можно изобразить на графике, и для мотиваций удовлетворения потребностей (устранения дискомфорта) график будет напоминать синус.
Если посмотреть на аналогичный график мотивации высшего порядка, мотивации личностного роста, то с точки зрения математики это не выглядит столь возвышенно и отдалённо от мотивации устранения дискомфорта, как это пытается представить Маслоу. Нужно просто понять, что стоит брать не саму мотивацию, а её производную. Тогда осцилляции между точками достижения цели будут в точности те же, что и для мотивации устранения дискомфорта.
Поняв это, мы можем получить забавный эффект: те люди, которых Маслоу считает самоактуализирующимися, самореализующимися, которым он поёт оды и предлагает брать в качестве основного объекта исследования психологии, испытывают дискомфорт при слишком медленном развитии. То есть обладают, по сути, комплексом неполноценности. Комплекс выражен, безусловно, не тем, что человек считает себя хуже окружающих, он заключается в том, что человек считает окружающих недостаточно ничтожными по сравнению с собой.
При этом Маслоу вполне себе оперирует понятием "метамотивация", но отсутствие технического образования похоже не позволяет ему понять, что это такое, и что может также существовать метаметамотивация и т.п.