Во всех делах мне хотелось бы, чтобы звучала правда, а не ее жалкое подобие. Мне вместе с коллегой 17 июня случайно довелось обнаружить несчастных птиц. 10 августа - выступать на суде в громком деле по бакланам в качестве свидетеля. В результате можно было наблюдать, как все просто решается и делается. С таким подходом можно было проводить суд на следующий день - было б кого.
Итак, начну восстанавливать хронологию событий с новыми фактами.
Первый раз я посетил злополучный остров на озере Лукомское 14 июня вместе с отцом. Увидев десяток больших белых цапель по краю острова, мне захотелось посетить его. Я несколько лет искал подтверждения гнездования этого вида на нашем озере. На этом острове я нашел десяток жилых гнезд белых цапель. Радости было много. Первым делом я сообщил о своей находке своим коллегам - сотрудника НАН РБ НПЦ по биоресурсам Ивану Богдановичу и кинорежиссеру документальных фильмов о природе Игорю Бышневу.
15 июня ко мне приехали два сотрудника из академии наук для кольцевания белых цапель (сведения для инспекций - разрешения и удостоверения для данной работы есть у всех нас троих). Параллельно думали покольцевать и бакланов. Гнезд белых цапель оказалось в 10 раз больше, чем я увидел в первый день, поэтому, не смотря на проливной дождь, мы раскольцевали все имеющиеся кольца для цапель (111 особей), сделали учет их гнезд. Затем мы переключились на бакланов, чтобы провести учет жилых гнезд и просто покольцевать птиц. Кольцевание бакланов могло послужить местному рыбхозу. Поскольку если бы они добыли баклана на своем рыбхозе с «нашим» кольцом и это подтвердил Белорусский центр кольцевания птиц, и только тогда легально представители рыбхоза могли устраивать отстрел этих птиц на естественном водоеме (Оз. Лукомское) в периоды охоты (начиная с августа).
Но отлов бакланов - не простое дело. Один сотрудник лез на дерево и снимал птенцов, другой - ловил падающих птиц, третий - держал пойманных птенцов. Результат был не впечатляющим - 19 окольцованных птиц. Хочу заметить, даже сколотить с гнезда птенцов бакланов не просто. Они цепляются за сучья шеями, лапами как приматы. А при прыжках на землю моментально удаляются в высокую крапиву и кустарники. Прошу так же обратить внимание на поведение взрослых птиц - они слетают даже в результате приближения к острову, при подходу к колонии. Птенцы же , готовые убегать, активно срыгивают рыбу, облегчая свою массу тела для лучшего побега. Ребята мне оставили пол сотни колец, чтобы я мог позднее один кольцевать, поэтому мы нижние гнезда, удобные для лова птенцов, не трогали. Передо мной стояла нелегкая задача - кольцевать бакланов в дальнейшем одному. Но день был прожит не зря - 111 белых цапель за 1 день - рекорд для Белорусского центра кольцевания!
С Игорем Бышневым поснимать фильм о цаплях и бакланах договорились на воскресенье 17 июня. К 8 утра мы с Игорем были уже на острове. Вокруг острова было много лодок с рыбаками и этот факт был против нас - птиц излишне беспокоят и лодки с моторами, и просто люди. По пути к колонии цапель мы ничего особенного не заметили (на это и было рассчитано злодеяние - визуально не видно). Но по пути я нашел свежий труп птенца баклана. Я говорю свежий со знанием дела - из клюва еще сочилась алая кровь (не успела свернуться). Есть и такие люди, подумали мы, и принято было решение спрятать лодку, поскольку остров оказался посещаемым.
На острове мы пробыли около 4- часов, снимая всю колонию. Зная о нелегком труде кольцевания, я попросил Игоря помочь половить бакланов. Все гнезда, расположенные не высоко, я уже знал в лицо. Ловим птенцов - один без верхнего надклювья, второй, третий, четвертый. Я судорожно взял бинокль и начал осматривать гнезда - настоящий ад. Птицы без надклювий, каждый третий, во всех нижних гнездах - около 30 гнезд. Зная о проблеме со всеми «не желательными» видами, я решил сфотографировать несчастных птиц; Игорь - снял на видео. Я сразу заподозрил местный рыбхоз. Подчерк очевиден - клювы нужны для подтверждения факта добычи птиц. Время злодеями выбрано идеально - птенцы выглядят как взрослые и клювы тоже. Значит, оперативно работала группа лиц со знанием дела и, мое личное мнение, не первый год работала. Да вот случилась незадача - мы здесь оказались.
Я позвонил ребятам из центра кольцевания, и они пообещали вычислить рыбхоз, но дозвониться туда не получилось. Тогда 18 июня мы передали факты для рассмотрения общественности - АПБ, а затем уже и СМИ. Меня могли бы спросить, почему не отдали материалы местным инспекциям. Я отвечу просто - кому? Тем, кто видит положительное в истреблении этого вида? Тем, которые преувеличивают прожорливость бакланов в 10 раз? Тем, которые и сейчас хотели бы все замять? Тем, которые все время врали всем СМИ об усыплении 10, 15, а затем 28 птиц?! Я не доверяю дилетантам!
Я и не думал, что наше общество так зацепят бакланы.
19 июня я погрузился в свою рутинную работу на ЛГРЭС и к 10 утра посыпались звонки - едут телеканалы. Мне пришлось взять отгул на полдня с работы. В первый день приехали все три канала белорусского ТВ. Только тогда отреагировали милиция, инспекции на острове бакланы в центре внимания!
Мне пришлось сделать три рейса на своей лодке, для «демонстраций» случившегося. Всем ловить этих птенцов. А инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте не дала свою лодку даже милиции, чтобы осмотреть остров. Со мною вместе плавал милиционер, закончивший мой родной биофак из Витебска. Такие парадоксы жизни: люди, с биологическим образованием - в милиции, я - на химводоочистке ЛГРЭС, а в охране природы - кто?
У подъезда на остров мною был найден в воде один оброненный клюв баклана - его показывали по ТВ.
В последующем была создана комиссия по усыплению и отлову поврежденных птиц из гуманных соображений. На острове я был с 2-мя ТВ из РФ - ОРТ и РТР. Подъехали и «спасатели бакланов» во главе с Юрием Черноусовым, которым были сделаны громкие заявления, что все птицы будут отловлены и усыплены без особых проблем - птенцы же не летают. Всего «ловцов» было 4 человека вместе с начальником (1- начальник, 2- из местного рыбхоза, 1 - охотовед из чашникского БООР). Я поймал тогда 2 птицы поочередно - для ОРТ и РТР. Последнюю птицу я не стал выпускать и отдал для «усыпления» не поверите кому в руки - Колодкину В. С. Да он приехал и был одним из рыбхозовцев-ловцов. Его лицо я вспомнил после суда. Тогда, мне он показался полным дилетантом в отлове птиц, он толком не мог взять птицу в руки и боялся, что она его клюнет. Я подумал как вы будете их ловить, хорошо если 10 поймают. Начальник скомандовал нести птицу к лодке. Но в лодке не было мешков, коробок, куда нужно было помещать птиц, если речь шла об усыплении. Ю. Черноусов сказал, что мешки сейчас подвезут другие. Ветеринара с ними не было. На суде и обвиняемый и другой рыбхозовец-свидетель подтвердили, что тогда они для «усыпления» поймали всего 4 птицы, но договорились, что напишут - 10. Я сразу понял - усыпления не будет, просто - отвернут головы бедолагам-бакланам, никто мешки на остров не привозил. Свидетели сказали, что через день еще раз приезжали, но никого не поймали (речь о ловцах-утилизаторах). Откуда, тогда у нас цифры 15, 28 - не понятно. Итак, четверо людей смогли поймать 4 птицы для «усыпления», а ответчик - несколько десятков поймал и изуродовал один. Я ежедневно в течение недели посещал остров для приезжавших СМИ и всем ловил по поврежденной птице. Большинство уже летали. Ни одного мертвого баклана не было и трупов не валялось, чтобы их утилизировать или вешать на кого-то, как это заявлялось официальными лицами. Последних птиц, которых я ловил без клювов датировались 25 июня в присутствии корреспондента «Комсомолки». Больше я остров не посещал.
На суде, куда меня вызвали как свидетеля, многие эти детали и всплыли. Обвиняемый приписывал бакланам сказочные факты поведения: мол на рыбалке заехал на остров, поймал одного птенца, на него начали валиться птицы и нападать - это полный бред. Но подтвердил, что орудовал ножом, как я и думал. Я рассказал все, как было, и обратил внимание присутствующих, что одному эту «работу» было сделать не возможно. Рыбхоз в настоящее время отвергает приемку клювов, но их работник это сделал, взял вину на себя, мотивы сдачи клювов известны всем, поэтому - судите сами. Я лишь уверен в одном - дело подмяли и будь у ответчика хороший адвокат - дело, как его выстроили на признании Колодкина В. С., развалить не составит большого труда.
Виталий Кощеев, орнитолог, член АПБ