Шапинанд

Feb 25, 2010 17:06


Соратники и сасунские крестьяне звали Андраника Шапинандом, потому что родился он в городе Шапин-Карахисар. Про Андраника сложено множество легенд, вот одна из них (из книги Хачика Даштенца «Зов Пахарей») про то, как Шапинанд своего коня искал...

На рассвете Шапинанд отправил Бороду Каро, Чоло и Пето в Сасунский полк, а сам оделся по-простому и вышел на дорогу. Из тысячи голосов Андраник узнал бы ржание своего коня. Из тысячи следов различил бы след своего Аслана.

Шесть дней и шесть ночей искал Aслана Андраник. На седьмой день видит - человек какой-то из лесу вышел, за ним - воз, на возу - валежник.

Подошел Андраник к крестьянину, спрашивает:

- Куда дрова везешь?

- Продать хочу.

- Конь тебе удалой не попадался?

- Ничего не видел, - отвечает крестьянин.

- Ах, мой Аслан! - и паша схватился за голову.

Только он это сказал, видит: спускается с соседней горы - а гора-то вся в ухабах - старик, коня за coбoй ведет, а на коне груза - сорок пудов. Не конь, а тигр, ноги только тонкие и высокие.

Сжалось сердце, узнал он своего Аслана. Зaмaxaл рукой Андраник, побежал, задыхаясь, к старику. Подбежал и говорит:

- Здравствуй, старший брат!

- Здравствуй и ты, братец младший. Что так бежал?

- Да коня мне, коня жалко, что ж ты его так нагрузил?

- А на кого же мне груз, спрашивается, грузить?

- Да ведь это Шапинанда конь!

- А ты кто Шапинанду будешь?

- Я его главный конюх.

- Можно подумать, у Шапинанда конюшня есть, чтоб еще и конюшего держать, - ответил зангезурец. - Его подушка - камень, он уздечку из рук не выпускает. У нашего паши ни дома нет, ни конюшни, понял?

- Что верно, то верно, но этот конь в яблоках - Шапинандов конь, и твой младший брат вот уж неделю по лесам, по долам рыщет, чтоб найти его. Давай-ка мы с тобой спустим этот груз на землю, и я поведу своего огненного домой.

- Как ты сказал? Огненного? Про этого замухрышку? - удивился старик. - Да ты наши села обойди, Агулис, Цхну, Парагу, послушай, какие чудеса люди про пашу рассказывают. Слыхал, как паша Хой брал? Сел паша на коня. Конь заржал, взвился в небо и так ударил копытом, что ворота города пополам развалились. Дым, пыль, кони ржут, пули свистят, а паша спокойно въезжает в город. Вот что значит огненный конь! А ты привязался к этой кляче.

- Старший брат, говорю тебе, это конь Шапинанда. Этого коня подарил Шапинанду старейшина айсоров на Сасунской горе. Не простой это конь - бессмертный.

- Ну вот, еще и бессмертным сделался.

- Бессмертный, потому что его коснулось дыхание огненного коня.

- Твой паша где сейчас?

- Спит в палатке.

- Слушай, младший брат, или ты сумасшедший, или меня за такого принял, - обиделся горец. - Шапинанд сейчас в Хое на царской тахте сидит, одежду свою от пуль отряхивает. А Смбат-паша вызвал царского кузнеца коня его перековать. Это какое же сейчас время, чтобы герой спал в палатке?

- Ну ты горазд на выдумки, отец, - сказал переодетый полководец. - Это правда, что Шапинанд дошел до Хоя и Сейдавара, но у него и в мыслях не было садиться на царскую тахту. Он враг всем царям, он торопится найти своего коня, чтобы поспеть в Баку. Тот, кого ты называешь пашой, очень простой человек. Бывали дни, когда мы с ним вместе у чужих людей в конюшне спали, и хозяин дома обращался со мною ласковее, чем с самим Шапинандом, приняв меня за пашу.

- Все ты врешь! Если бы Андраник был таким же, как ты, обычным слугой, какой же он тогда паша! - расердился зангезурец и хотел уже продолжать дорогу.

- Да ты на следы его посмотри, где ты еще такие соледы видел? - вскричал Шапинанд, припав к земле и показывая на мелкие свежие следы от копыт.

- Теперь еще к копытам привязался. Да кто ж по копытам коня узнает? - рассердился зангезурец и стал божиться, что купил лошадь у одного мегринца, а тот - у торговца конями из Нахичевани. Пока Шапинанд и старик спорили, вокруг собралась большая толпа; все, кто ехал по этой дороге, останавливались: дай, думали, узнаем, чем кончится спор.

- Ну ладно, раз ты мне не веришь, давай коня испытаем. Сначала ты его окликни по имени, Аслан его зовут, потом я позову, посмотрим, на чей голос откликнется. Кому в ответ заржет, тот, значит, и хозяин, - предложил Андраник.

Зангезурец согласился. Стали по очереди звать коня. «Аслан, Аслан мой», - позвал горец. Конь и ухом не повел.

Потом Шапинанд позвал: «Аслан, Аслан мой». И тут на глазах у всего честного народа конь громко заржал.

- Теперь видишь, что Шапинанда конь? - спросил Андраник.

- Вижу, братец, вижу, - и зангезурец в знак поражения поднял обе руки.

- Но я тебя без коня не оставлю, - сказал Шапинанд. - Придешь к нашему обозу, возьмешь себе любого приглянувшегося скакуна. И денег тебе дам.

- Деньги сейчас дай.

- Сейчас у меня с собой нет. Из Сасуна досюда дошел, а в руках вместо казны эту пустую уздечку держал».

Старик зангезурец снимает с Аслана поклажу и седло. Андраник садится на коня.

- Кто этот человек? - спрашивает раненный в ногу боец и идет вперед, расталкивая толпу.

- Конюх Шапинанда, - отвечают собравшиеся.

- Какой же это конюх, это сам Андраник-паша был! Он только одет по-другому! - восклицает солдат и, сорвав с себя шапку, восхищенно смотрит всаднику вслед. - Я служил в его Особой ударной части и эту свою рану получил в битве под Хоем.

Тут все один за другим срывают с себя шапки и тоже оборачиваются, смотрят на удаляющегося всадника.

А Андраник, слившись с Асланом, мелькает где-то у вершины горы - не различишь уже, где конь, а где всадник.

Стать постоянным читателемЗов пахарей Фштук


даштенц, мифология, история, андраник, этнография

Previous post Next post
Up