О земле

Jul 10, 2007 16:35

moonleight запостила статью о том, что армянское общество занимает все более жесткую позицию в карабахском вопросе. И прямо сегодня Карен Агекян (главред журнала «Анив») написал об памятниках армянской культуры на освобожденной территории Арцаха:

В связи с нашим расползанием внутри разных империй сложилась нехорошая ситуация, когда даже наличие большого числа армянских памятников даже самим армянам не говорит, что земля это армянская.

К сожалению, памятники подсознательно не смогут никого зажечь - каждый прекрасно помнит сколько таких памятников брошено на произвол судьбы.

Все ведь знают что в Полисе, Тифлисе, Нор-Джуге церквей больше чем в Ереване. Мы ведь не считаем эту территорию армянской мы не рвемся освободить эти камни из-под чужой власти, защитить их. Старые армянские памятнике есть везде - от Сингапура до Львова. Это плохо, потому что разрушается инстинкт "своего". Если там бросили, можно бросить и на освобожденных территориях. Где, когда, кем, по каким критериям была проведена четкая грань того, что мы не отдадим и того, что не наше? Что-то типа "национального обета" кемалистов. Границы Армении, конечно, многие проводили (включая Вильсона), но все это по большому счету было частными или ведомственными инициативами - ни в одном случае не произошло минимального "национального согласия". Даже на Парижской мирной конференции Агаронян представил один проект, Нубар-паша - другой.

Если сейчас всех участвующих в обмене мнениями независимо опросить о границах Армении ответы совпадать не будут. Допустим даже мы все согласны считать священными границы по Ашхарацуйцу. Но Киликия туда не входит. Даже если считать историю армянской Киликии с 1080 года, она насчитывает почти 850 лет. Турки живут в своей теперешней стране примерно столько же и добились фанатизма по отношению к нынешним границам. Допустим, можно как-то сформулировать по Киликии - присоединить ее к границам по Ашхарацуйцу. Но национального согласия не будет. Народ просто испугается этой ноши, этого долга - непременного возвращения этих огромных пространств.

А если нет "священных границ", почему тогда все должны ухватиться за освобожденные территории и сказать себе "ни шагу назад". Из-за памятников ни у кого такого чувства не возникнет. Это [памятники на освобожденных территориях, ahousekeeper] дополнительная мотивация. А главная должна быть другой. Может быть просто железное правило: "армяне больше не отступают", и точка. Фаза отступлений, компромиссов в нашей истории дошла до своего логического конца и закончена. Любой рубеж, на котором мы стоим, становится священным. То есть обществу нужно внушить (без апелляций к камням и хачкарам), что к Геноциду нас привели именно компромиссы и стремление отделаться малой кровью. Нужно внушить, что по большому счету значение имеют не умы, не ресурсы, не союзники. а твой собственный радикализм.

К.

армяне, հայք, геноцид армян, анив, ազատագրված տարածք

Previous post Next post
Up