Любителям прикладной поэзии

Dec 08, 2009 13:56

Просили прокомментировать, комментирую :)

Как Пушкин стал любимым поэтом азербайджанских турок

Нелюбовь азербайджанских турок к армянам известна всем. Но в этой своей нелюбви азербайджанцы ещё и ищут “влиятельных союзников”. И, как известно, ищущий да находит. В данном случае в “союзники” записан гражданин Пушкин, Александр Сергеевич.

Каждый азербайджанец - от торговца помидорами на московском рынке до секретаря посольства - знает из Пушкина одну цитату: “Ты трус, ты раб, ты армянин”. Стоит только заговорить с мигрантом из Азербайджана об армянах, как ваш “эрудированный” собеседник тут же выдаёт козырную фразу.

Но действительно ли великий поэт написал такое?

Да, написал. Однако если спросить азербайджанца откуда взяты эти слова, он постарается уйти от ответа. Потому что вряд ли захотят, чтобы вы ознакомились с полной версией, точнее с контекстом этой цитаты.

А дело обстоит так. Есть у Александра Сергеевича неоконченная поэма о кавказских горцах, называется по имени главного героя “Тазит”. Слова “Ты трус, ты раб, ты армянин” бросает в лицо главному герою его отец - Гасуб. Почему? Потому что Тазит отказался зарезать кровного врага, который повстречался ему безоружным, израненным и беспомощным.

Таким образом в этих словах отображены представления самого Пушкина о том, как герои его поэмы - горцы-мусульмане - должны воспринимать христианскую мораль. Фактически, слово “армянин” используется Пушкиным, как синоним носителя христианской морали. Здесь сталкиваются с одной стороны принцип слепой и жестокой мстительности, с другой - гуманизм.

Впрочем, азербайджанцам явно плевать как на Пушкина, так и на его творчество или переживания. Руководствуясь принципом “в пропаганде все средства хороши” наводнившие просторы Рунета орды азербайджанских кибервояк с рвением роботов копипейстят фразу из “Тазита”, пытаясь убедить нейтральных читателей, что армяне рабы и трусы.

Но возникает закономерный вопрос: если даже всех армян считать поголовно рабами и трусами, то кем тогда являются сами азербайджанцы, которые несмотря на тройное превосходство в живой силе и вооружении были наголову разбиты “трусливыми” армянами в карабахской войне всего лишь пятнадцать лет назад?

Карен Вртанесян,
по материалам статьи журналиста Наири Охикяна

пропаганда, поэзия, чебурашки, армяно-азербайджанский конфликт, пушкин

Previous post Next post
Up