У Дмитрия Верхотурова (
schriftsteller) вышла новая книга "Сталин и евреи"
Поначалу возникает недоумение, вроде бы автор, хоть и написал несколько книг о сталинском СССР в интересе к еврейской теме мною замечен не был. Из текста становится ясно, что это своеобразное продолжение предыдущей книги про Крым, ушедшей в несколько иную сторону.
Небольшое замечание.
Читал я электронную версию, купленную
в "ЛитРесе". и от неё остался некоторый осадочек от большого количества опечаток в тексте. Может это проблема именно этой книги? С другими такого не наблюдалось.
Впрочем, это основная часть минусов, дальше в основном плюсы.
Автор, как марксист (каким себя позиционирует) как всегда подходит с позиции диалектического материализма, т.е. рассматривает проблему опираясь на факты (преимущественно экономические) и в развитии (т.е. без излишних обобщений (особенно эмоциональных), изучая окружающие конкретно-исторические обстоятельства)
В результате, чувствуешь некоторую растерянность - вроде бы факты все известные, но очищенные от эмоций, и помещенные в свой исторический фон, производят совсем непривычное впечатление.
Автор, опираясь на экономическую статистику, показывает сложное положение еврейской общины до революции, что именно из нищеты и безработицы местечек (а не чьего-то "издевательского волюнтаризма") идут корни сельскохозяйственных экспериментов 1920-х (включая Крым и Биробиджан).
Автор показывает, изменение места евреев в структуре общества предвоенного СССР. Учитывая большое количество предшествовавших работ о не всегда просто проходившем встраивании народов Сибири и Центральной Азии в общесоветскую общность, критерии анализа у Верхотурова отработаны, и превращение дореволюционных изгоев в полноценную часть советского народа в предвоенном СССР показано достаточно убедительно.
Автор выдвигает необычный подход к поиску причин возрождения антисемитизма после войны, находя его корни в масштабах и обстоятельствах немецкой оккупации с одной стороны, и столкновении "советского" и "палестинского" проектов в холодной войне.
Необычен подход к гибели Михоэлса. Автор показывает его на фоне одновременных событий на Ближнем Востоке, в результате чего вопрос "кому выгодно" приобретает новые грани.
Впрочем, Владимир Соловейчик
в своей рецензии на книгу с ним не соглашается, и в качестве причины называет размыванием советских евреев, встроенных в общество, большим количеством польских евреев, "полученных" в ходе Второй мировой войны.
Кто из них более прав, кто менее, решить не хватает данных.
Помимо более-менее известных фактов, показанных с непривычной стороны, без традиционных эмоций, есть и освещение малоизвестных фактов, в частности столкновение проектов "татаризации" и "евреизации" Крыма в 1920-х годах. Приведены некоторые не афишировавшиеся обстоятельства, приведшие к расстрелу Вели Ибрагимова.
Иногда возникает ощущение, что автор неявно противопоставляет интегрировавшихся в жизнь страны (не обязательно ассимилировавшихся) и "внутренних эмигрантов". Правда, глубоких выводов из этого не следует
В результате, получилась познавательная и интересная книга которую вполне можно порекомендовать любителям отечественной истории.
Хотя некоторые вопросы ("дело врачей", депортация народов Крыма, которую принято связывать с проектом Крымской Еврейской ССР) прозвучали скомканно или вовсе обойдены стороной, но, судя по намекам автора, вероятно это значит, что в работе следующая книга? Если так буду ждать.