Наталья Василевич
Автор - докторант Рейнского университета, магистр политологии, магистр теологии.
***
В Германии по разным подсчетам проживает от полутора до двух миллионов православных: греков, русских, румын, белорусов, сербов, болгар, арабов, немцев и т.д. Это делает Православную церковь - а именно в единственном числе - церковью, а не церквями - называют себя православные, - третьей по величине христианской церковью в Германии. А вот число школьников, которые на сегодняшний день изучают православие в рамках обязательной школьной программы, на этом фоне выглядит довольно скромно - всего около девятисот. Разберемся, что представляет из себя православное образование в школах Германии, как оно развивается - организационно и в плане контента.
Сначала нужно сказать о двух вещах. Во-первых, уроки религии в школе гарантированы немецкой конституцией. Причём упоминаются они среди самых основных прав человека, таких, например, как свободы религии, или права на выражение мнения, или свободы средств массовой информации.
Наталья Василевич
Во-вторых, образование в Германии находится в ведении федеральных земель, поэтому в каждой земле есть своя специфика, отражается это также и на православном образовании. В каждой земле свои религиозные программы, свои требования к тематическому репертуару, разная продолжительность уроков. Преподавание православия ведется сейчас в четырех федеральных землях - в Западной Германии: Северный Рейн-Вестфалия, Бавария, Гессен, Нижняя Саксония, а в Баден-Вюртемберге идет подготовка к этому.
Исторически первыми преподаванием православной религии в школе начала заниматься РПЦЗ - в Баварии. В плане контента их уроки были сделаны по модели Закона Божьего в дореволюционной России, важную роль в содержании курса играл патриотизм и национальная гордость. То есть это было именно русское православие.
Позже, когда из Греции и Югославии приехали гастарбайтеры, то с греческим государством было заключено у Федеративной Республики Германии специальное соглашение о сотрудничестве. Чтобы интегрировать в немецкое общество детей гастарбайтеров, но при этом чтобы они не забывали и свои корни, в немецких школах для них начали преподавать их религию, то есть православие; их, то есть греческий, язык. К 1980-м годам уже стало понятно, что ни гастарбайтеры, ни их дети массово возвращаться в страну происхождения не будут, стало много смешанных браков, и уже было недостаточно просто создавать греческие школы для детей греков. Возникла необходимость организовать возможность, чтобы дети, которые будут жить в Германии, получали образование в соответствии с немецкими стандартами в обычных немецких школах, и конечно, по-немецки.
Параллельно шел процесс налаживания межправославного сотрудничества. В 1994-м году была создана конференция православных епископов Германии (KOKiD), которая стала одной из моделей межправославного сотрудничества в т. н. диаспоре, принятой в качестве нормативной Синаксисом предстоятелей в Шамбези в 2009 году, после чего она стала называться Конференцией православных епископов Германии (OBKD). В 2007 году РПЦЗ вошло в каноническое общение с мировым православием, поэтому и в Германии активно включилась в межправославный процесс. Сейчас в православной среде все менее принято употреблять слова «православные церкви» во множественном числе. Стараются говорить: «православная церковь», следят за дискурсом, за тем, как они себя презентуют. Это очень важно, все сознательно говорят о православной церкви в единственном числе.
Продолжение тут:
http://ahilla.ru/pravoslavnoe-obrazovanie-v-shkolah-germanii-so-znakom-kachestva/