Внезапно, прочитал тут новый роман Дяченок "Луч". Последнее время, к сожалению, почти не читаю беллетристику, особенно на русском. Англоязычный худлит позволяет, пусть призрачно, обосновать трату времени "языковой практикой", а русский не имеет и этого оправдания. Тем не менее, это же Дяченки, тем более после, фактически, десятилетнего перерыва. Увидев, немедленно вцепился и припал.
Вынужден констатировать - это провал.
И я не имею в виду техническую сторону дела. История знает у этой парочки куда большие творческие неудачи. Текст вполне увлекательный и при этом характерно Дяченковский, в плане литературного мастерства они по-прежнему на высоте. Но! Раньше даже самые безнадежные, на мой вкус, работы несли в себе некую оригинальную идею (включая и такой первосортный шлак, как "Дикая энергия"). К сожалению, "Луч" безнадежно вторичен. Причем вторичен, в первую очередь, относительно их собственного творчества. Совершенно четко прослеживаются идеи и сюжетные ходы из Vita Nostra, Цифрового, Пандема и даже Армагеддома (и это только то, что совсем уж на поверхности лежит). Остается надеяться, что супруги просто стряхнули пыль со старого черновика, причесали и вывалили в печать. Мол, они подразмялись, ржавчинку пообтряхли и щас как дадут новый, совсем хороший роман. К сожалению, моему оптимизму мешает еще одно соображение.
При прочтении, сложилось впечатление, что в какой-то момент нулевых, Дяченки утратили контакт с российской культурой, да и просто с российской жизнью, законсервировав у себя в душе некий ее, уже изрядно устаревший, срез. В новом романе это очень бросается в глаза. Технически, по внешним признакам, основной поток событий происходит примерно в наши дни. Вместе с тем, мотивации героев, особенно второстепенных, ощущаются изрядно анахроничными, логичными в начале, максимум в середине двухтысячных и злостно диссонирующими с подразумеваемой современностью. Это, конечно, малоформализуемые личные ощущения, но тем не менее, ничего хорошего я уже не жду. Хотелось бы ошибиться.
Печально это, грустно.
Тем же, кто хотел бы приобщиться к творчеству (и еще не), советую почитать что-нибудь из старого, "Долину совести" или ту же "Vita Nostra"'у. А приобщиться стоит, Дяченки (на пару с Логиновым) возвышались над русскоязычным фэнтези 90-х и 2000-х, как утес над болотом, давая изрядную фору иной "серьезной" литературе.