Наткнулся в интернете: обсуждение, вопросы на засыпку вокруг фильма Рената Давлетьярова «A зори здесь тихие» образца 2015 года.
И сразу же: а на какой минуте в фильме сцена бани?
Как выясняется, на двадцать третьей.
Ростоцкому на зависть, в этой сцене пиршество девичьих тел.Такие груди-руки-ноги-все такое.Эстетски выставленный свет и цвет напомнили картину «Баня» Зинаиды Серебряковой.Бог с ней,с войной, когда такие полутени и округлости Серебряного века. Вот общий план, вот крупняком, вот брызги веером из шайки. Неясно,почему сценарий заставляет девушек так восторгаться телом новой Жени Комельковой -тут же все как на подбор.Кому-то не понравилось, как аккуратно выщипана линия бровей у новой Риты Осяниной
Эх, кругом завистники.
Для усиления художественной силы женских тел есть в этом фильме кроме бани сцена и под карельским водопадом. He знаю, как им там не холодно.А ведь им после водопада предстоит спасать своей волшебной красотой наш мир от диверсантов.
Вот, кстати, и они: все зрители наперебой продемонстрировали эрудицию-им демонический отряд фашистов напомнил черных всадников-назгулов, преследующих хоббитов в лесах Средиземья.Но «Властелин колец» здесь только подтверждает, что создатели искали современный образец взамен состарившегося киноязыка времен Ростоцкого.
Фильм Давлетьярова короче раза в два, за кадром напряженный голос Гармаша, 3D-эффекты и колотит саундтрек, и крови больше,и она не черно-белая.Каждый кадр кричит и выжимает робкую слезу,но приглушенный монохром и скупость старого кино скрывают что-то большее.
И режиссер, и все актеры фильма 2015 года искренне старались сделать новое красивое кино и, перекидывая мостик между поколениями, новым языком продолжить разговор о памяти и о войне.Что вышло?
Фильм как фильм: и напряженный, и эффектный, и с каким-то смыслом.
Дело в другом: эти новые «A зори здесь тихие» внезапно утонули. Нет, не в бане - в водопадах пошлости, которые обрушились за последние лет десять на российское кино.
Из плоской схемы в головах, как пазлы, складывается плоская бессмыслица.Все, что привычно называют "историческая, человеческая память", вдруг незаметно заменили на эффектные флешбэки,
пустопорожние бэкграунды.
Будто не память, а болото штампов.Суповой набор походно-полевых подружек, непременных подлецов политруков, сталинской тени, жертв репрессий, пафоса и экшена.
Сквозь зубы: никудышная страна, а что поделаешь - придется защищать,деваться некуда.
Что изменилось за полвека, которые прожили с нами герои кинофильма «А зори здесь тихие»?
Если коротко, то наступило время клонов, аватаров, фейков. Как уживутся с этим временем пять
девушек и их усатый старшина?
Их открывают заново - теперь кинематограф видит в них универсальную коммерческую перспективу.
История того, как трансформировался вдруг сюжет из повести «А зори здесь тихие», и непроста, и поучительна.
Сценарист фильма «А зори здесь тихие» образца 2015 года внезапно обнаружил в повести Васильева несуществующий намек, что Лиза Бричкина, конечно же, была из семьи раскулаченных. А Галя Четвертак, конечно же, не просто сирота,а дочка репрессированных.Зачем все это было нужно сценаристу? Просто он уверен: "героиням родину любить в общем-то было не за что".
И героини - то, выходит,-поневоле?
Борис Васильев вспомнил как-то, что сказал другой писатель Вениамин Каверин: «Почему в годы Великой Отечественной войны вся страна кинулась читать «войну и мир»? Потому что в этой книге написано не только о том, как мы победили, но и кто мы, и почему снова непременно должны победить».
Здесь, собственно, ответ - в чем сила старого фильма «А зори здесь тихие». И в чем весь ужас новых «Зорь».
Там был ответ, кто мы и почему нам надо победить.
Тут в лучшем случае ответа просто нет.
Зато есть один вопрос: а эти ваши зори, почему они такие тихие? Погромче бы !
Автор: Игорь Вирабов.