Мало кому так, как Владимиру Лесовому, волгоградскому микологу, известно, сколько неприятностей доставляют в жизни грибы, которые растут, увы, вовсе не на лужайке...
ПОДАРОК ИЗ АМЕРИКИ...
Мать свою,
Евдокию Савельевну Костюк, Владимир Лесовой почти не помнит. Померла она летом сорок четвертого, оставив троих детей. Старшему из них едва лишь десять лет исполнилось, Володе же не было и пяти. Отец, Сергей Игнатьевич, оставшийся один с тремя детьми, был чернорабочим, топил кочегарку углем.
Окончив школу, Владимир задумался, где образование продолжить. У его друга, Юрия, родители врачами были. Он и предложил Лесовому: «Пойдем-ка в медики!» И тот пошел учиться на санитарного врача. Поступил с первого захода. Став дипломированным специалистом, поехал работать на санэпидстанцию, в глубинку Саратовской области. Со временем надумал поступать в аспирантуру.
В Ростовском мединституте Владимира тогда предупредили сразу же, что не пройдет - «места в аспирантуре есть, но на них уже претенденты намечены». И тут из Волгограда позвонили, что готовы взять Лесового на обучение в аспирантуру Волгоградского филиала Ростовского противочумного НИИ.
В то время выдающийся советский ученый-медик, заслуженный деятель науки СССР, лауреат Государственной премии, профессор Павел Кашкин в пробирках, спрятанных в кармане пиджака, смог вывезти от своих коллег из США в СССР для исследований образцы возбудителей многих грибковых болезней. Но заниматься их изучением в Ленинградском государственном институте для усовершенствования врачей, где он тогда работал, Кашкин не мог, там не было для этого условий. И Павел Николаевич подал в Минздрав СССР идею создать лабораторию по исследованию тяжких грибковых болезней - глубоких микозов - на базе Ростовского противочумного НИИ. Так и была создана при Волгоградском филиале этого института лаборатория глубоких микозов. В ней-то Владимир Лесовой сорок три года отработал, став за это время одним из авторитетнейших специалистов по грибам в "нашей" стране и в мире. Темой его научной работы, кандидатской и докторской диссертаций, стали исследования по диагностике особо опасных грибковых болезней и по их лечению.
СЫН КОЧЕГАРА СТАЛ АКАДЕМИКОМ.
- Занимались не только особо опасными болезнями,- говорит Лесовой. - Нам поступили со временем и штаммы плесневых грибов, также способных вызывать болезни. Мы прорвались в число образователей - на базе Волгоградского противочумного НИИ был создан Всесоюзный центр по лабораторной диагностике и индикации глубоких микозов. В нашем подчинении было двадцать восемь центров, разбросанных по всему Советскому Союзу. Так что поездить мне много пришлось.
- Владимир Сергеевич, а можно рассказать, как вы были включены в состав Нью-Йоркской академии наук?
- Некоторые, помню, поговаривали в связи с этим, что у меня «мохнатая лапа» в Америке была. Да не было никакой «мохнатой лапы»!
Просто однажды, в 1995 году, кто-то из знакомых, читая «Волгоградскую правду», вдруг нашел обо мне сообщение. Сказал: «Володя, а ты знаешь, что ты теперь - член Нью- Йоркской академии наук?» «Нет, - говорю, - не знаю...» Как и каким образом я стал им - до сих пор не имею понятия. Знаю лишь, что избраны мы были в состав этой академии вместе с Александром Водовозовым, известным в свое время волгоградским офтальмологом.
ОНИ РАСТУТ... У НАС ВО РТУ
-Видов грибов в природе существует, что собак нерезаных - говорит Лесовой. - Всего их - свыше двухсот тысяч! Одних только мухоморов известно восемь разновидностей. Причем большинство из них совсем не похожи на классический мухомор.
Но есть основные пять классов грибов. Есть, например, грибы сугубо почвенные, они растут лишь только в почве и никому не вредят. Но есть также грибы патогенные, способные вызывать заболевания, прежде всего - у людей со сниженным иммунитетом. Грибы, которыми я долго занимался, относятся как раз к патогенным грибам.Распространены они не всюду, а в местах с определенной экологической средой. Если человек с ними встречается, то он заболевает. Но у большинства людей это заболевание быстро проходит, иммунитет подавляет грибы. Однако если у человека он ослаблен, то некоторые грибковые заболевания могут привести даже к смертельному исходу.
Дрожжевые грибы, например, присутствуют обычно и в здоровом организме, чаще всего - женском. Их можно найти при обследованиях во рту у очень многих людей. Но пока в организме сохраняется микробный баланс, другие микроорганизмы держат их под контролем. Проявить они могут себя негативно после приема антибиотиков или же гормональных препаратов - эти медикаменты убивают микроорганизмы, являющиеся конкурентами грибов, и количество их в организме резко возрастает. Так начинается грибковая болезнь с клиническими проявлениями. Но обычно она не тяжелая, к смерти не приводит.
В то же время актуальность грибковых болезней лишь только растет. Антибиотики сыграли колоссальную положительную роль в борьбе с инфекциями. Но ведь они и вред очень серьезный принесли, в том числе широкое распространение грибковых болезней. Гормональные препараты - хорошее дело, но они нарушают иммунитет, а значит, вызывают размножение в организме грибов.
Проблема здесь и в том еще, что диагностикой грибковых болезней практически никто сейчас в нашей области не занимается. На них у нас никого не обследуют, в том числе работающих, например, в системе общественного питания. Требований обследования на грибки нет ни в каких документах: А это ведь прямой канал распространения болезней! И люди спокойно работают в системе общепита, разнося грибковые болезни в массы.
Еще острей эта проблема выражена в роддомах и в женских консультациях.
-Владимир Сергеевич, - обращаюсь и в конце нашей беседы К знаменитому специалисту по грибам, - а в лес по грибы вы любите ходить?
-Ой, знаете, грибник из меня плохой. Ходили, бывало, с женой по грибы. После того, как я пройду, она на том же месте сотни грибов может найти. А я прохожу мимо них, не заметив...
Соб.кор."Волгоградская правда" Александр Литвинов
21.09.2012г.
Посвящается памяти отца.