Где-то в австрийских Альпах
Пересечь Альпы на велосипеде - это мечта. Маршрут - мечта. С какой стороны его не оценивай - он великолепен. Хочешь спортивных подвигов - вот тебе перевалы и пробег через три европейские страны. Хочешь достопримечательностей - вот тебе Мюнхен, Инсбрук, Тревизо, Венеция - древнейшие города с такой историей, что про каждый написаны десятки и сотни книг. Хочешь горы - вот Доломиты плывут вдоль маршрута, поражая воображение белоснежными пиками. Хочешь моря - так маршрут ведет к пляжам острова Лидо, знаменитыми еще среди русского дворянства. Хочешь комфорта - маршрут можно пройти имея в багаже одну кредитку. А главное - это протяженные велодорожки, которые делают маршрут удобным и безопасным для велопутешествия с ребенком. Это и стало решающим фактором, так как представить летний велоотдых без трехлетней дочки мы не могли.
День 1. Аэропорт Мюнхена - Мюнхен. 42 км
Удобный для нас рейс прибывал в Мюнхен уже под вечер, так что мы решили на ночь глядя не геройствовать и сняли номер прямо в отеле при аэропорту. Даже велики собирать не стали - они ночевали в кладовке гостиницы.
Зато весь следующий день стал полностью велосипедным. С утра собрали велосипеды (долетели без происшествий) и чуть попетляв по аэропорту - выехали на велодорожку. Вообще, надо сказать что мюнхенский аэропорт один из крупнейших в Европе. Он довольно далеко от города и по сути самодостаточен. Там есть все - от собственного супермаркета до пивоварни и торговых галерей.
Теперь о велодорожках.
Мюнхен и аэропорт связаны велодорожкой. Точнее, веломагистралью с развязками, мостиками над автодорогами и т.д. Километров через 10 от аэрогавани она выходит на берег реки Изар (на которой стоит Мюнхен) и уже уютными парковыми грунтовками приводит к городу и ведет сквозь него, практически через самый центр. Велодорожка подводит нас к точке старта официального веломаршрута Мюнхен-Венеция, которая расположена во дворе Немецкого музея (один из крупнейших музей науки и техники). Кстати, у маршрута есть
сайт и мы почти все время старались двигаться по их фирменному треку, но если на местности трек и указатели противоречили, то руководствовались последними. С момента публикации трека, маршрут явно успели улучшить в некоторых местах. Проскакиваем центр города и останавливаемся в кемпинге на его южной окраине.
День 2. Прогулка по Мюнхену. Пешка.
Нойхаузер штрассе - самый центр Мюнхена
В плане похода, у этого дня было двойное назначение. В случае, если велики плохо переживут перелет, то мы их за день должны были привести в порядок, кроме того, необходимо было закупить баллоны для газовых горелок, которые невозможно привести с собой самолетом...Слушайте, ну и Мюнхен стоит прогулки... Да и без пива с сосисками город не считается посещённым :)
Обошли центр, съездили на трамвайчике в ближайший Декатлон, поробовали выпить пива в знаменитой пивоварне Хофбройхаусе, но там такое столпотворение,что сил хватило только на сувенирную лавку при ней.
Что приятно, Мюнхен очень велосипедный. Велики ту везде, а вокруг торговых центров или некоторых станций метро просто громоздятся кучами. Велики спортивные, шоссейные, прогулочные, детские, грузовые, с прицепами и без. Так что, какой бы формат велопутешествия вы не выбрали, выделиться из толпы байкеров в этом городе не получится.
День 3. Мюнхен - Бад Тольц. 60 км
Пряничный Бад Тольц
По сути, это настоящий старт велопутешествия. Собрали палатку в кемпинге, распределили груз по велосипедам и движемся по велодорожке на юг. Маршрут идет вдоль берега Изара, иногда прямо вдоль воды, иногда забираемся на коренной берег реки. Формально, мы набираем высоту, так как движемся против течения, но в реальности подъем практически не ощущается.
К вечеру докатываемся до городка Бад Тольц, но в город не въезжаем. Уходим в сторону, к озеру Шталлауэр, на берегу которого расположен кемпинг Деммельхоф. Правда, палатку мы не ставим. Наташа сняла нам для ночевки сеновал :). Очень крутое и уютное место. Стоит такое удовольствие для нас троих 70 евро. Да, спать на сеновале - необычный опыт для городского туриста. За исключением кусочка Бад Тольц - Деммельхоф, весь день двигались по велодорожке.
День 4. Бад Тольц - Ахензее. 65 км.
Мост через Сильвенштайн
В кемпинге собрались максимально быстро, чтоб было время заехать в центр Бад Тольца, позавтракать и хоть чуть-чуть глянуть городок. Городок милый и симпатичный, с пряничными расписными домиками. Стоит небольшой прогулки.
После Бад Тольца подъем всё ускоряется. Равнина сменяется предгорьями. Часам к трем пополудни, взбираемся к озеру Сильвенштайн (исток Изара) и это уже настоящие горные пейзажи. Они прекрасны, но надо рвать дальше.
За Сильвенштайном маршрут изменяется. Подъемы становятся круче. Велодорожка избегает трассы и ведет лесными грунтовками. Совершенно незаметно пересекаем границу Германии и Австрии. Она не отмечена даже маленьким столбиком.
К озеру Ахензее выкатываемся уже ближе к 8 вечера с расчетом на ночевку в кемпинге, но...кемпинг, который отказался бронировать места заранее, так как «места есть всегда» оказался забит под завязку и нам приходится на удачу ехать еще 5 км до ближайшей деревни, где вроде как должен быть кемпинг. И он там действительно находится.
Само озеро Ахензее совершенно волшебно. Оно похоже на норвежский фьорд заброшенный в Альпы - высокие горы обрывают в огромное озеро, по которому даже ходят прогулочные кораблики.
Первая часть видеоотчета:
Click to view
День 5. Ахензее - Инсбрук. 50 км
Туристический паровозик у Ахензее. Люди как раз нагло топают по велодорожке.
Утро началось с крутого спуска в долину реки Инн. Вот только тут я понял, что отсутствие запасных тормозных картриджей может быть проблемой. Несколько раз останавливались, чтоб дать тормозам остыть.
После спуска, велодорожка идет вдоль реки, иногда петляя по полям. Подъем есть, но почти незаметен и мы довольно легко докатываемся до Инсбрука. Проехали город насквозь. И только после это выяснили, что кемпинг, в котором у нас забронированы места, хоть и расположен всего в 6 км за городом, но еще и на 350 м выше него. Непростительный просчет. Так что последние полтора часа пути оказались очень медленными и напряженными. Зато получили возможность полюбоваться городом с одного из серпантинов.
За то кемпинг на берегу озерка НаттерерЗее стоил трудов и стараний- два ресторанчика, электричество подведено к каждой палатке, бесплатные шаттлы до центра города, магазинчик, сувенирная лавка и т.д.
День 6 и 7. Прогулки по Инсбруку - Исторический центр, Музей Сваровски, Альпийский зоопарк, подъем в горы.
Инсбрук - вид сверху
Про Инсбрук долго рассказывать не будем. Город очень живописен за счет окружающих гор, что даже в июле украшены снегом. Фактически, бросая взгляд вдоль любой улицы - вы всегда видите горы и это прекрасно. И в эти горы обязательно стоит подняться на канатной дороге со станциями построенными по проекту Захи Хадид.
Отдельного упоминания стоят Музей Сваровски - по сути музей современного искусства с упором на световые инсталляции, а также Альпийский зоопарк, расположенный на склоне горы и посвященный исключительно фауне ближайших окрестностей. Животных там не очень много, но зоопарк бьет все рекорды по числу интерактивных стендов и разнообразных познавательных штук. Однозначно стоит посещения с ребенком. Про то как приятно погулять по улочкам старого города, я даже упоминать не буду.
День 8. Инсбрук - Бреннер (Gossensass-Colle Isarco). 55 км.
Почти на перевале
Штурм перевала Бреннер, по которому проходит граница Австрии и Италии, изначально не представлялся слишком сложной задачей. Отдельной велодорожки почти нет, но маршрут петляет по маленьким деревушкам и постоянно ползет вверх. Городочек сменяется городочком, наваливается жара. Силы тают с каждым набранным метром. На перевал взваливаем уже около 8 вечера на последнем издыхании и въезжаем в абсолютно пустой и спящий городок Бреннер.
Сразу за Бреннером начинается идеальная велодорожка, спускающаяся с перевала по насыпи старой железной дороги. Уклончик небольшой, свежий асфальт - чувствуется, что этому участку велодорожки от силы 2-3 года. По пути натыкаемся на развалины старой железнодорожной станции и пару туннелей примерно по 200-400 метров. Туннели на велодорожке оснащены датчиками движения и освещаются при нашем приближении. По плану у нас была ночевка в кемпинге у городка Випитено (это еще примерно 15 км от перевала), но решаем не рвать жилы в поисках кемпинга на ночь глядя и останавливаемся в первом попавшемся отельчике - Альпенхоф в деревне Госсенсас-Колле Исарко. Хоть мы и в Италии, но хозяйка говорит только по-немецки. Кое-как договариваемся и вырубаемся почти без сил.
Вторая часть видеоотчета:
Click to view
День 9. Бреннер - Брунек. 60 км.
Бесконечные немецкие кирхи в Южном Тироле
Погода продолжает благоприятствовать. Утром выезжаем из отельчика (как выяснилось позже, мы в нем на долгую память оставили купальные костюмы) и продолжаем спуск с перевала. В ближайшем городке Випитено нас встречает земляк из Екатеринбурга Максим, который перебрался в Южный Тироль несколько лет назад. Вместе едем по велодорожке, попутно он показывает нам заброшенный военный бункер и рассказывает об особенностях Южного Тироля, как совершенно особой итальянской провинции. Итальянцы получили ее от Австрии по итогам Первой Мировой и провинция все еще больше немецкая, чем итальянская как по языку, так и по традициям и укладу.
Максим отделяется от нас после обеда. Мы же начинаем плавный подъем к следующему перевалу. Солнце жарит совершенно не по-альпийски. Особенно тяжело, когда велодорожка проходит вдоль полей - от них веет удушливым жаром. Докатываемся до пригорода Брунека под названием Сан-Лоренцо и встаем в кемпинге, который расположен прямо рядом с велодорожкой.
День 10. Брунек - Тоблахерзее. 35 км
озеро Тоблахер в Доломитовых Альпах
Дорога продолжает идти вверх. Одна радость, что после преодоления очередного взгорка, жару сносит встречным прохладным ветром. Через полчаса начинаем думать, что может как-то можно поменять встречный ветер обратно на жару. Однако, все это меркнет, когда открывается вид на Доломиты. Крутые, почти белоснежные пики ярко сияют на солнце даже там, где нет снега и и завораживают, притягивают взгляд. После городка Доббиако, велодорожка начинает уже откровенно карабкаться вверх, меняя асфальт на грунтовку. Проходим примерно треть подъема от городка к перевалу Чимабанче (Cimabanche) и останавливаемся у озера Тоблахер. На его берегу есть кемпинг, но с озерными кемпингами нам что-то в этом походе не везет и нас опять не пускают - кемпинг забит до отказа. Вариант поискать местечко для дикой стоянки девочки отвергают, поэтому снимаем номер в небольшом отельчике, который стоит на берегу озера. Отель старинный, особняк XIX века - интерьеры с панелями темного дерева, медная крыша и окна выходящие прямо на озеро. Красота за 150 евро с завтраком!
День 11. Тоблахер - Кортина-д'Ампеццо. 30 км
Спуск с перевала Чимабанче в Кортина дАмпеццо
Велодорожка от Тоблахера к перевалу всё круче набирала высоту, постепенно превращаясь в каменистую грунтовку. При этом, велосипедистов вокруг становилось всё больше и все они налегке, много детей и пенсионеров, вновь стали попадаться электробайки, который мы почти не видели после Инсбрука. Это немало озадачивало.
Секрет открылся, когда добрались до верха, где было форменное вело-столпотворение. Из Кортина-д'Ампеццо велосипедистов привозят автобусами (велосипеды в прицепах) и они катаются по плато вокруг перевала, любуются небольшими горными озерцами, которые лежат прямо рядом с дорогой, а потом скатываются вниз. Не очень спортивно, зато интересно и живописно. Виды в районе перевала обалденные.
Вниз с перевала, в сторону Кортины, велодорожка снова становится асфальтовой, через какое-то время выскакивает на маршрут старой железной дороги. Это значит - велосипедные туннели, идеальное покрытие и комфортный уклон.
Стоило перевалить перевал, как начался дождик, но общего удовольствия было уже не испортить и мы по велодорожке приехали прямо к вокзалу Кортины. Правда, из железнодорожного он уже давно переквалифицировался в автобусный, но сохранил узнаваемую станционную архитектуру.
В Кортине с кемпингами проблем нет. Под легким дождиком поставили палатку, зажарили мяса под местное вино и улеглись абсолютно довольные.
Третья часть видеоотчета:
Click to view
День 12. Кортина-д'Ампеццо - Лаго ди Санта Кроче. 83 км.
Кемпинг в Кортине д Ампеццо
Сегодня велодорожка Мюнхен-Венеция преподнесла нам несколько сюрпризов - приятных и не очень. Полдня была отличная погода, мы ехали и радовались спуску с перевала. Дорога продолжала шла по старой жд-насыпи - можно только завидовать пассажиром былых времен - виды из их купе открывались отличные. Настолько отличные, что мы сами себе завидуем.
Едем по указателям, но в какой то момент они заводят в тупик к ЖД-станции. Мы не заметили, как свернули на ответвление с основного маршрута. Пришлось возвращаться назад, терять время и снова набирать часть высоты.
Еще километров через 25, комфортная велодорожка закончилась, пришлось ехать пару км по загруженной автотрассе с фурами и автобусами. Ситуация осложнялась тем, что дорога была узкая и с крутыми поворотами. Но вскоре этот кошмар закончился.
Дорожка то улучшилась, но начался легкий дождик, а позади показалась темная грозовая туча. Мы пытались от нее сбежать, но она нас нагнала и последние два часа мы крутили педали под ливнем. В кемпинг приехали абсолютно мокрыми.
В этот день поставили рекорд по пробегу, хотя надо учитывать, что мы потеряли почти тысячу метров высоты, а в гонке с тучами нам помогал попутный ветер.
Кстати, как только погода стала портиться, стали замечать попытки итальянцев нам чем-то помочь. Не знаю, что они могли бы сделать для бодро и целенаправленно двигающихся велотуристов, на за попытки - зачет.
День 13. Лаго ди Санта Кроче - Конельяно. 40 км.
Лаго дель Рестелло
Утром погода пришла в себя - наш кемпинг расположился на берегу большого живописного озера. Мы неторопливо собирались, чтоб успела просохнуть вся одежда и не обращали внимания на суету в дальнем конце кемпа. Выехали ближе к полудню.
И сразу же выяснилось, что суета - это местные соревнования по триатлону. И дистанция проходит не где-нибудь, а именно по велодорожке. Так что пришлось ехать в объезд и с лишним набором высоты. Но ничего, взобрались на небольшой перегибчик - сразу открывает вид на следующее озеро.
Велодорожка продолжает петлять, старательно избегая шоссе, но горы сжимаются и все чаще приходится выезжать на дорогу. Правда, каким-то хитрым образом, попутного транспорта на дорогах почти нет, а места для разъезда со встречкой хватает.
Уже после обеда вырываемся из горной долины на равнину. Ехать, не видя впереди гор как-то непривычно. Начинают попадаться уже классические итальянские городки. Хотя надписи краской по стенам «Republica Veneta» намекают, что местные жители не считают себя итальянцами. У венецианцев не только своя история, не всегда общая с остальной Италией, но и свой язык(хотя некоторые считают, что это только диалект).
Маршрут продолжает вести укромными дорожками, по которым и въезжаем в самый центр города Конельяно. Быстро-быстро отыскиваем кемпинг, указанный на карте, но кемпинг оказывается лишь запертой стоянкой для автомобилей-кемперов. Снова отыскиваем через букинг отель, заселяемся и у нас еще остается вечер, чтоб прогуляться по историческому центру города. От него осталось то - пара очень симпатичных улочек да замок. Поднимаемся в цитадель. Музей, расположенный в замке, закрывается перед нашим носом, но вид на город закрыть не могут.
Город знаменит как родина игристого вина просекко. Поэтому вместо кафе и пиццерий здесь винные бары, в которых из еды только чипсы к вину и легкие закуски. В итоге, продукты на ужин закупаем в супермаркете и готовим в номере.
День 14. Конельяно - Тревизо. 60 км.
Где-то на выезде из Конельяно
С утра день не задался. Стартовали под сильным дождём, на выезде из Конельяно первый раз за поход пробили камеру. По иронии, пробили единственную покрышку с антипрокольной вставкой. Привет швальбе!
После обеда погодка настроилась и к вечеру мы уже вполне счастливые, отмахав 50 км, въехали в Тревизо. Маршрут ведет круговыми путями. Можно было б доехать и быстрее, если двигать по основным дорогам, но мы не торопимся и пробираемся в Тревизо какими-то итальянскими задворками. Как и рекомендует официальный трек.
В Тревизо кемпингов нет. Видимо, автомобилистам уже проще нажать на педаль и таки доехать до Венеции. Поэтому у нас забронирован отель рядом с центром. Центр мил и уютен как все старые итальянские города. Бесконечная череда узких улочек разбавляется небольшими площадями, сплошь заставленными столиками. Временами улица внезапно выводит туриста на реку, которая выглядит ровно как венецианский канал. Находим уютное кафе и заканчиваем вечер рыбными блюдами и местным игристым.
День 15. Тревизо - Мэстре. 60 км.
Парадные ворота средневекового Тревизо
Последний день оказался самым тяжёлым - намотали опять 60 км, чувствуется накопленная усталость. Даже дочка впервые с утра, оглядев снаряженные велосипеды, спросила - может сегодня уже пешком погуляем? Маршрут последнего дня проходил по каким-то итальянским задворкам. Ничего интересного, велодорожки то отсутствуют, то заброшены. Более того, наш кемпинг в континентальной части Венеции оказался за пределами города Мэстре в предместье Фузина. Промзоны в любом городе мира - негостеприимны, и проезжать ее насквозь - никакого удовольствия. Зато кемпинг оказался очень милым. Прямо от него, несколько раз в день в Венецию ходил кораблик, на который мы как раз и рассчитывали.
День 16 и 17. Венеция
Светлейшая Венеция
Про Венецию рассказывать бесполезно - это надо чувствовать. Для полноты ощущений, очень рекомендую книгу ПИтера Акройда «Венеция. Прекрасный город» - это не путеводитель и не история города - это именно про дух Венеции.
День 18. Мэстре - аэропорт Марко Поло. 25 км
Последний день, хоть и провели весь с велосипедом, но не очень велосипедный. Утром нагрузили велики, за час доскочили до центра Мэстре. Погуляли (там есть несколько приятных улочек), после самой Венеции кажется, что людей там нет вообще. Пообедали, прошлись по магазинам, детским площадкам и вечером своим ходом прикатили в аэропорт. Не сказать, что велодорожка идет прям до него, но доехали без проблем.
Click to view
Это был лучший велопоход - идеально сбалансированные по сложности, доступности, достопримечательностям. Пожалуй, середина июля оказалась чуть жарковата для маршрута, но это не испортило впечатления. Можно рекомендовать маршрут всем, кто хоть сколько-нибудь уверенно чувствует себя на велосипеде.
Но для нас главный вывод даже не в этом. Мы прошли маршрут с маленькой дочкой и все вместе получили от этого удовольствие!