Размышления по поводу сноса усадьбы купцов Алексеевых

Jul 25, 2010 16:48

В Москве продолжается борьба против сноса усадьбы купцов Алексеевых. У меня широкий пиар этой темы вызвал противоречивые мысли. Складывается впечатление, что большинство пишущих на эту тему в принципе не представляют себе, о каком памятнике архитектуры идёт речь. И вообще - памятник ли это. Спроси у большинства пишущих адрес этой усадьбы - думаю, они его не знают. А историю - тем более. Это называется "слышали звон, да не знают, где он". Вот краткие данные для тех, кому любопытно, что это за Алексеевы и что за усадьба.



Усадьба купцов Алексеевых по адресу ул. Бахрушина д 11 имеет непростую судьбу. Первоначально она принадлежала Фёдору Алексеевичу Алексееву, и была деревянной, включая в себя одноэтажный жилой дом, два деревянных нежилых флигеля, сад и баню. Точной даты постройки мне найти не удалось, упоминания о ней есть в 1803 году.

Потом был знаменитый московский пожар сентября 1812 года, произошедший после Бородинского сражения. Помните Лермонтовское: "Скажи-ка, дядя, ведь недаром..." Во время пожара 1812 года деревянная усадьба полностью сгорела, и в 1817 году Фёдор Алексеев строит новую каменную усадьбу, которая стала одним из лучших "элитных" особняков (она и мешает современной купеческой элите). Стиль строения - послепожарный  ампир, бывший популярным среди дворянства и богатого купечества того пушкинского времени.



Я искал данные по роду Алексеевых, есть такой именитый купеческий род, ведущий начало с 1724 года. Двое из этого рода становились городскими головами - то есть предшественники Лужкова. Ещё один из этого рода - Константин Сергеевич Алексеев-Станиславскй, в рекомендациях не нуждается. Те ли это Алексеевы? Фёдора я среди них не нашёл.

После этого, в 1830-х - 1870-х годах, участком владели: титулярная советница Александра Ларионовна Каринская, купец Егор Яковлевич Сытов, потом Василий и Иван Егоровичи Сытовы, и затем - купец Павел Агапович Немоляев.  Немоляев по причине болезни не всегда может распоряжаться своим имуществом, и в 1877 году Василий Фёдорович Шмидт (опекун маленького купеческого отпрыска Виктора Павловича Немоляева) подает заявление на возведение одноэтажной пристройки к дому, которая сохранилась и видна на снимке слева от здания.



Смешно, но владельцы здания - богатые купцы - сами нарушали законы. Видно, за это и страдает сегодня их здание. Немоляев нарушил Строительный устав, сделав прачечную в одном из подвалов без разрешения властей, и был оштрафован за это на крупную сумму.

Впоследствии новые владельцы Шмидты также пристраивали разные здания к усадьбе, в основном для производственных целей. Производство неоднократно вызывало пожары, дом восстанавливался, и в итоге был сдан Шмидтами в аренду под картонажное производство, которое работало и после революции. Сейчас, по информации Архнадзора, там находится небольшой НИИ.

В заключение хочу сказать вот что. С одной стороны, дом с такой богатой историей, несомненно, жаль. С другой - время неумолимо стирает старые объекты. Ведь на этом месте когда-то вообще не было каменных домов, и если бы люди хранили всё, что когда-то было, то сейчас весь центр Москвы состоял бы из курганов кочевников вперемешку с лачугами и землянками ремесленников, а также более поздними каменными постройками. Это был бы сплошной музей, в котором невозможно жить.

Поэтому я для себя так и не могу решить - стоит ли так цепляться за каждую частицу прошлого? Это ностальгия по ушедшему? Или всё же это не лишено смысла?

новости, усадьба купцов Алексеевых

Previous post Next post
Up