Воскресный разговор с гиком: Год Камбербэтча
Брайан Труитт, 8 декабря 2013
От «Стар Трека» до «Хоббита» 2013 год был полон ярких событий для британского актера, обожаемого поклонниками.
Согласно Китайскому календарю 2013 был годом Змеи. Но в Голливуде это был год Камбербэтча.
Британский актер Бенедикт Камбербэтч повысил свой статус от культовой телезвезды Шерлока до любимчика огромного количества новых Камберкрошек и Камбербратьев после череды фильмов на большом экране, особенно в роли плохих парней.
Он доказал, что может стать достойным соперником Капитану Кирку в исполнении Криса Пайна, став новым Ханом в фильме Дж.Дж. Абрамса «Стар Трек: Возмездие». И делает штуки много сложнее для героев Толкиновского Средиземья в фильме «Хоббит: Пустошь Смауга»
(в кинотеатрах с пятницы) в роли злого духа Некроманта и враждебного говорящего дракона Смауга.
Камбербетч также украсил своим присутствием фильмы «Пятая власть» (в котором он сыграл основателя Викиликс Джулиана Ассанджа), «12 лет рабства», которому пророчат Оскар, а также «Август: Графство Осейдж» (который выходит на Рождество), но в этих фильмах он работал вместе со своими коллегами-актерами. В «Хоббите» же он главным образом работал с режиссером Питером Джексоном, делая motion-capture и озвучку для своих персонажей и не общался с большинством актеров фильма до его премьеры в Лос-Анджелесе, прошедшей на прошлой неделе.
«Я никогда не встречался с Кейт Бланшетт, но по всей видимости у меня с ней есть сцена, которая выйдет позже, так что вот так», смеется Камбербэтч. (Их герои встретятся в финальной части Хоббита «Туда и обратно» в 2014 году. Этот год также принесет три новых эпизода «Шерлока» и Камбербэтча в роли Алана Тьюринга, криптографа времен Второй мировой войны в фильме «Имитационная игра».)
Камбербэтч говорит с USA TODAY о своих ролях в Хоббите, ярких эпизодах своего 2013 года и о том, кого он возьмет с собой в кино в свои Рождественские каникулы.
Насколько много motion-capture ты делал для роли Смауга?
Основные кусочки, которые я узнаю, это на крупном плане, в конце, где он лицом к лицу с Бильбо (которого играет Мартин Фриман) и Торином (Ричард Армитадж) в Зале Королей. Там я определенно вижу свои жесты.
В каких-то движениях дракона есть жар и скорость, не говоря уже о том, что он летает и делает фантастические вещи, которые человеку не под силу. Ребята из WETA (компания по спецэффектам) потрясающие, но они очень хорошо приняли идею о том, чтобы сначала я изобразил его во плоти и движении в студии для захвата движений - «Объем», как они ее называют, - и придал человекоподобные черты этой рептилии, которая умеет дышать огнем и летать.
Мне также было важно показать физически, откуда исходит голос, а не быть просто бестелесным голосом. Это переросло во все, что мы потом делали в студии звукозаписи.
Там были некоторые особенности, движения глаз и выражения лица, проглядывающие под чертами этого удивительного существа, которые пришли от меня.
Должно быть, это была нелегкая задача.
Это совершенно другой подход к актерской игре. Я был в восторге. Это дало мне полную и абсолютную свободу. Там не на что было равняться, не было костюмов или грима, о неразрывной последовательности которых нужно заботиться, не было столь огромного количества времени, которые гномы и все стальные вложили в этот фильм.
Конечно, я никак не могу быть дышащей огнем и летающей рептилией такого размера. Даже если бы мне полезно было это как-то интерпретировать, я существо двуногое. Моя задача была вообразить себя драконом. Это детская игра. Самый приятный фантастический и освобождающий миг, когда заново открываешь для себя, что значит быть актером перед камерой.
Этот процесс меня совершенно захватил. И это гораздо легче, чем проводить часы напротив теннисного мячика перед зеленым экраном. Ты - эффект, и все, что ты делаешь, будет преобразовано в эффект.
В чем самая большая разница между тем, как ты играл Некроманта и Смауга?
Некромант более бесплотен и неосязаем - он своего рода бесформенный дух, который еще не нашел свое физическое воплощение. Он ищет его, он постепенно становится всевидящим оком, которое мы все знаем из Властелина колец, и это очень захватывающе. Он - Саурон. Для него это медленная эволюция, и это выражено в моих движениях, которые я делал, находясь в своем человеческом обличии, а не пытаясь сымитировать поведение рептилий. Я двигался в направлении камер в «Объеме», обхваченный эластичной лентой - и возникало ощущение, что меня тянет назад.
У Питера было представление о Некромате как об эдакой черной дыре, которая засасывает в себя и в свою сторону энергию, в то время как Смауг - более склонное к противостоянию огромное животное. Это было более прямолинейно и экспериментально, точные движения шеи, головы и плеч. Я прижимал локти к телу, двигался по мо-кап сцене вперед, как червь, со сжатыми ногами, чтобы не использовать их как ноги, а просто как нечто, что волочится за мной.
Они представляют собой совершенно разные энергии, и это влияет на голос. Голос Смауга должен быть очень богатым и глубоким и исходить из тех же недр, где возникает огонь.
Также я хотел, чтобы он был изношенным - не обязательно старым, но я хотел, чтобы в нем был элемент, который скорее звучит как горячий воздух, проносящийся над пылающими углями, чем четкий чистый тонкий и свежий голос.
Я порвал свои голосовые связки на кусочки в попытках делать очень странные вещи. Некоторые ребята подходили и говорили: «Вы что, уже добавили к голосу эффекты, да?» А им говорили:»Нет, нет, это только он один перед микрофоном». А они в ответ: «Ух ты!». Это было круто. Было очень приятно впечатлить эту толпу.
Я был счастлив порадовать Джей Джея и Питера Джексона в одни и те же полгода. Я много работал, чтобы дать им то, что им было нужно, и еще постарался удивить их.
Смауг - несомненно тоже личность. Он не хочет просто выскочить и зажарить Бильбо, они по-настоящему разговаривают.
Он умен. Он не хочет просто убить мышку. Он хочет знать, кто послал мышку в его логово. У него есть ум и обаяние, которое вскоре вырождается в корыстное, ужасающее тщеславие и отчаянное бешенство. Он - психопат, он может сопереживать кому-то, пока не получит то, что ему нужно. Он - чрезвычайно жадная разрушительная сила, пекущаяся только о своих интересах. Но все его слабости имеют человеческую природу. Что это была бы за выдумка, если бы это было просто типа, ой, там чудовище в своей берлоге.
Что так прекрасно в этой книге, так это то, что он личность и его личность - это метафора капитализма, пошедшего не тем путем, и это тянется сквозь века, не меньше, чем в последние десятки лет нашего времени.
Он научил меня одной вещи - знать свои пределы. Он считает себя непобедимым оттого, насколько он заперт в своем величии, но на самом деле нет, он очень уязвим.
Все это есть в исходном тексте Толкина, мой отец читал мне эту книгу, когда я был ребенком, и это заронило во мне первое зернышко. У него получался отличный Смауг, но больше всего, если честно, я помню его Смеагола, его Голлума. Он изображал его время от времени, чтобы позабавить меня. Он был очень хорош, и мог бы посоперничать с Энди (прим.пер. Серкисом).
Я рассказал отцу сразу, как только узнал наверняка, что получил роль. Я ему позвонил и сказал: «Ты никогда не догадаешься, кого я играю». А он: «О, это фантастика. Почему они не рассмотрят мою кандидатуру?»
Твой отец уже видел Хоббита?
Нет, он ждет, как и все остальные. Мы наверное пойдем и посмотрим его вместе всей семьей, когда я вернусь в Лондон.
Изменился ли твой взгляд на твою карьеру из-за необходимости иметь дело, скажем, с папарацци, во время съемок Шерлока или того факта, что твоего персонажа из Стар Трека разбирают по косточкам в Интернете?
Если честно, я так счастлив, что у меня была возможность сыграть эти роли. В размышления по поводу моих ролей, если смотреть в прошлое, я стараюсь не вовлекаться, потому что это немного пугает.
Я всегда в первую очередь беспокоюсь о том, чтобы мной остались довольны режиссер и человек передо мной, и остальные мои коллеги по фильму. Радиостудия ли это или репетиция между собой с печеньками и сценариями в руках, масштаб не имеет значения, все дело в том, чтобы оставаться верным намерению быть правдивым в эти моменты.
Я работал с одними из великих. И я очень, очень благодарен. (Делает паузу). Конечно, я повторяюсь, вы думаете, эй, вот еще один актер рассказывает, как он всем благодарен. Но посмотрите на работу, которую я делал весь прошедший год. Как я могу быть не благодарен?
Ты упомянул детскую игру. Не сводится ли для тебя большая часть актерской игры к необходимости изображать юный энтузиазм, даже когда речь идет о таких серьезных персонажах, как Джулиан Ассандж из «Пятой власти»?
Нет простой формулы. Каждая работа требует совершенно разного подхода. (В Пятой власти это было) залезть под кожу и понять Джулиана и также нести моральную ответственность, рассказывая о спорном деле и о человеке и многих мужчинах и женщинах, чья свобода и личности могу быть восприняты и через призму того, что мы делаем. То, что реальные жизни могут быть затронуты этой историей, было тяжелым бременем. Мне было очень важно сделать это правильно. Это было еще одно соображение, находящееся за пределами ощущения игры.
Единственное, что может в некотором роде объединить все формы актерской игры - это то, что неважно, как ты готовишься, неважно, через какой процесс преображения ты проходишь, ты всегда остаешься собой. Ты всегда внутри собственной кожи - ты тот, кто ты есть независимо от процесса или результата.
У тебя должна оставаться неотъемлимая часть себя. Как только ты здесь и сейчас и не беспокоишься о парике или о костюме для спец-эффектов или диалоге или акценте или моральной ответственности, когда ты погружен в момент и ты находишься здесь и сейчас, тогда на экране появляются действительно классные вещи. До этого момента, ты прилагаешь очень много усилий, чтобы затем дать себе волю, и все мы испытываем моменты - довольно редкие в любой работе - когда освобождаешься от осознавания самого себя.
Твоих поклонников, вероятно, радуют твои недавние работы. Каково это было для тебя?
Это было невероятно, и работы были столько разнообразны. Я опасаюсь чрезмерного своего появления на экране, но так получается. Мой рабочий график был взрывным в последние пару лет, но все работы выходят этой осенью. Это просто случайность, полагаю, так пожинают плоды в киноиндустрии. Помню, у Джессики Честейн был подобный момент пару лет назад, когда вся ее блестящая работа внезапно вышла в один момент.
Это огромная честь для меня, но из-за этого я был очень, очень занят. Сейчас близится Рождество, и я готовлюсь к приятным долгим каникулам, чтобы поразмыслить и посмотреть, куда двигаться дальше. Жду не дождусь, когда смогу какое-то время быть сам по себе, пожить спонтанно в собственном ритме.
А еще приближается третий сезон Шерлока.
В последний раз, когда мы видели это шоу, все решили, что твой первоклассный детектив мертв. Можешь ли ты подразнить нас чем-нибудь, что там будет происходить?
Будет воссоединение, будет объяснение, будет свадьба, а также на сцену выходит новый злодей. В этих трех фильмах будет полно того, что вас порадует. И поверьте мне, это именно фильмы, они весьма богаты на детали, и вы не останетесь разочарованы. В них так много всего.
Я видел первые два, и они потрясающие. Я пока не видел третий, но еще когда мы его снимали, я знал, что он будет по-настоящему особенным. Они все очень разные, и каждый хорош по-своему.
У тебя уже есть новый проект на подходе?
Я знаю наверняка, что играю в Гамлете осенью на лондонской сцене, а перед этим, вокруг витает множество возможных кинопроектов, но наиболее реальным сейчас видится Потерянный город Z с Джеймсом Греем.
Каким был твой лучший день в 2013 году?
О, это хороший вопрос. Было так много таких моментов, это был такой долгий год. Я встретил многих замечательных людей и набрался разного опыта. Также среди всего этого шума и суеты у меня было несколько чудесных моментов покоя и уединения. Я познакомился с некоторыми чудесными поклонниками, завязал потрясающие отношения, и поработал с замечательными товарищами и коллегами по работе.
Дни, проведенные на площадке Имитационной игры в роли Алана Тьюринга, были удивительным опытом и окончание съемок третьего сезона Шерлока было весьма волнительным и прекрасным моментом.
Но ты наверняка ты стремишься и к тихим минутам.
Здорово быть у себя дома в Лондоне, когда люди уважают твою частную жизнь. Ты можешь задуматься на мгновенье и обнаружить, что где бы ты ни был, ты можешь найти островки спокойствия в течение дня. Каждый делает это по-своему в работе и при любом образе жизни, который касается других людей.
Это может быть что угодно. Можно смотреть пару секунд на рассвет с напитком в руке, можно уехать от всего этого на каникулы куда-нибудь далеко-далеко, можно раствориться в книге перед сном.
Или можно просто поспать. Поспать всегда приятно. (смеется)