В ноябре 1923 года в Петрограде Мариэтта Шагинян ела лавровый суп и читала газету. В газете видный большевик Николай Бухарин призывал советских писателей «создать своего красного пинкертона». Ночью у писательнтцы началась «лавровая бессоница»... Так на свет появилась самая интересная вещь в творчестве Мариэтты Шагинян - роман «Месс-Менд» в трех частях.
По сути это технократическая утопия.
Герои романа: Мик Тингсмастер («отец вещей»), Сорроу (техник изобретатель, не уступающий Эдиссону), рабочие парни Лорри Лэн, Виллингс, Нэд, Бигс, Том ван Гоп - сочувствуют большевикам и советской республике, но сами коммунистами не являются. Они опираются не на «единственно верное учение», а на тайную власть над вещами. В романе Шагинян сделанные руками рабочих вещи обладают таинственными свойствами, известными только их творцам. Это дает рабочему союзу «Менд-Месс», который возглавляют Тингсмастер и Сорроу, огромную конспиративную власть над миром капиталистов. Что позволяет рабочим раз за разом разоблачать все тайные заговоры Союза фашистов - конспиративной организации, противостоящей «Менд-Мессу» и Советской России.
Сама Советская Россия в утопическом изображении Шагинян - грозная индустриальная держава, построенная буквально за несколько лет благодаря использованию того, что можно назвать комплексным подходом, а также благодаря широкой инициативе трудящихся масс.
На самом деле, роман Шагинян очень «антисоветская» книга. «Антисоветской» она стала после того, когда в СССР инициатива и самодеятельность были заменены директивой...