Есть в интернете и в жизни хороший писатель - Валерий Иванович Белоусов. В жизни он автор "Попаданца в пенсне" и мой коллега - ученый-историк. Специализируется по сталинской эпохе и по военной тематике. Работал в исторических архивах, включая Подольский военный архив. Сотрудничает с поисковиками. В Интернете он "зависает" на нескольких исторических форумах и имеет свою собственную страничку на "Самиздате"
Поэтому, встретив на его странице "Самиздата" новый рассказ
МАЛАЯ ЛЕПТА , я нисколько не удивился. Я просто плакал. Я достаточно мятый жизнью и цинично настроенный человек, но МЕНЯ ПРОБРАЛО. В общем, литературный талант В.И. Белоусова поднялся на новый уровень.
Прочитайте этот рассказ, пожалуйста.
По своему обыкновению, для затравки даю кусок рассказа. Из середины:
... Оглушенный рассказом Галочки, Соломон Маркович потерянно брел в сторону Госпитального Вала, таща свой потрепанный саквояжик. К слову, он стал чуть полегче, потому что по ходу того, как девочка рассказывала ему свою печальную одиссею, он, поглаживая её по хрупкому, трясущемуся в немых рыданиях плечу, всё кормил бедного, измученного, голодного ребенка настоящей еврейской пастурмой, нарезанной тончайшими, до прозрачности, ломтиками, мягчайшими яичными бейглами, крепенькими, пахнущими смородинным листом и укропчиком солеными гуркенами и пышными гречишными блинами...
Вроде бы немудрен был её рассказ, но перед глазами Соломона Марковича одна за одной вставали живые, почему-то черно-белые картины.
Вот от высоких, решетчатых кованных ворот института пестрой колонной отправляются к Белорусскому вокзалу еще нарядные и румяные девчонки и ребята (тех, кого по здоровью забраковали и не взяли в армию!) счастливые тем, что могут хоть в малости, но помочь Советской Родине в тяжелый час...
Вот сквозь ночной мрак сторожко пробирается на Запад ежедневный "смоленский" поезд, теперь почему-то составленный из одних пригородных вагонов. В вагоне - полная темнота, только чуть светится нежно-розовым свеча в железнодорожном фонаре, который, качаясь отбрасывает на жесткие холодные лавки странные, изломанные тени... будто кровью по побледневшим лицам мажет. А за окнами - черная мгла. Ни единого огонька! И кажется, что поезд с его притихшими, чем-то уже испуганными пассажирами медленно и мерно погружается во тьму...
Вот утренняя Вязьма, вся наполненная паровозными гудками и султанами белого пара. Перрон и салатовое здание нового вокзала, с нарядным, ярким гербом на треугольном фронтоне. Воздух горек от угольного паровозного дыма и все-таки по-осеннему прозрачен и свеж... А рядом с перроном ещё тлеют сизым, удушливым тошнотворно- сладковатым дымком воронки после ночного, жесточайшего налета, в которых жутко торчат перекрученные штопором рельсы.
Вот мокрое, бескрайнее поле, наискось перечеркнутое желтеющим глиной бесконечным рвом, в который все летят и летят круглые и желтые, как пятачки, березовые листья прозрачной рощицы...Во рву многие сотни людей, одетых кто во что горазд, с усилием стряхивают с лезвий штыковых лопат тяжелые глиняные комья... Идет меленький, ледяной дождь, а люди все копают, копают, копают... "Карандаш", лом то есть, кстати, весит сорок килограммов. А сама Галочка- пятьдесят пять... Норма- восемь кубометров в день. А лучше бы было, если бы было десять - потому что после такого просто не выжить. Лучше бы сразу сдохнуть, чем изо дня в день, вот так вот... Одиннадцать часов работы. И спи себе, отдыхай. Если ты сможешь уснуть, когда руки и спина дико стонут от боли, когда поперек ладоней мокнущая рана от лопнувших мозолей, когда ноет спина и низ живота, а тело сотрясает надсадный кашель... И вот, представьте, никто не уезжает в Москву к маме. А утром, со стонами, народ встает, одевает промозглую, не высохшую за ночь одежду, ест скудный завтрак из мятых алюминиевых мисок, и бредет... чтобы снова и снова копать этот проклятый ров!
А вдали что-то глухо грохочет и перекатывается, будто катается за темнеющим лесом огромная железная бочка. И ночью все что-то за горизонтом вспыхивает, дрожит и мерцает кровавым заревом - будто там тлеет огромное пожарище.
А потом низко-низко пролетает самолет с желтым коком винта и паучьими черно-белыми крестами на тонких крыльях. Летчик, отлично видимый сквозь решетчатый переплет стекол кабины, в своих огромных очках похожий на чудовищного жука, весело машет девушкам рукой в черной перчатке... а потом заходит на второй круг и вокруг острого носа самолета вдруг за прозрачным нимбом винта раскрывается огненный венчик цветка... И Галочкина подруга молча валится лицом в жидкую грязь, а на желтую стенку рва плещет чем-то ужасным, серо-красным, горячо дымящимся на легком утреннем морозце... И это отвратительно пахнущее парной кровью, мочой и калом месиво этак медленно, медленно сползает вниз...
А потом, в один из дней... То, что грохотало вдали, вдруг разом затихает... И над полем повисает зловещая, пугающая неизвестностью тишина.
А еще несколько времени спустя из-за дальнего леса появляется колонна серых, какого-то мышиного цвета, машин. Передняя машина, похожая на гроб, быстро достигает края рва, выскочившие из неё фигуры в серо-голубых шинелях сноровисто и беззлобно убивают старого инженера, который кинулся было, размахивая руками, им на встречу, крича :Nicht schießen! Dies ist ein Bürgerrecht...
Потом приехавшие умело засыпают ров заранее припасенными фашинами, перебираются через него и некоторое время весело гоняются за истошно кричащими девушками, даже не стреляя, как их и просили, а просто с жутким мокрым хрустом , как видно, исключительно шутки ради, давя их колесами...
Впрочем, нескольких девчонок фашисты ловят и затаскивают себе в кузов. Потом Галочка, пробираясь на Восток, увидит в придорожной канаве их изломанные, изувеченные, обнаженные тела...
И вот теперь Галочка идет в сторону Ногинска, чтобы передать в комитет комсомола эвакуированного пешим порядком МЭИ комсомольские билеты погибших подруг. Которые не пропали без вести, а полегли за Отечество. Задержав немцев перед своим рвом ровно на четверть часа. (Музей МЭИ, стенд 28)
Господи, если ты есть! - горячо молился про себя, шевеля губами, Соломон Моисеевич. Ну сделал бы Ты так, чтобы Машенька хотя бы умерла без мук... И было дано ему по вере его.
И раздавался из черных тарелок над опустевшим переулком, над котором ружились последние кленовые листья, строгий и суровый голос Левитана:
"В течение ночи на 18 октября наши войска продолжали вести бои на всём фронте. Особенно напряжённые бои шли на ЗАПАДНОМ направлении фронта."
МАЛАЯ ЛЕПТА